ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ НА САЙТЕ

Получить бесплатную юридическую консультацию вы можете у наших коллег в регионе вашего проживания, заполнив поле всплывающего окна в правом нижнем углу экрана, либо перейдя по ссылке. Также можно позвонить по телефону:

РУБРИКИ:

Автострахование

Административное право

Гражданское право, ГК РФ

Жилищные споры

Участие в долевом строительстве

Защита прав потребителей

Земельные споры

Семейные споры

Трудовые споры, пенсии

 
 
 
 

Уход за зелеными насаждениями - обязанность управляющей компании

В результате падения дерева, поврежден автомобиль. Управляющая компания отказалась возместить собственнику ущерб.

Суд первой инстанции, учитывая то, что земельный участок под домом не оформлен в собственность, взыскал причиненный ущерб с администрации города.

Суд второй инстанции, отменяя решение и, взыскивая причиненный ущерб с управляющей компании указал, что содержание общего имущества собственников включает в себя также и содержание и уход за элементами озеленения. А согласно п. 1.8. Правил, утв. Постановлением Госстроя № 170, управляющая компания несет обязанность по содержанию, чистке и уборке придомовой территории.

Содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, входят в состав содержания общего имущества.

Учитывая то, что упавшее дерево находилось на территории двора, обязанность по его содержанию должно быть возложено именно на управляющую компанию вне зависимости от постановки земельного участка на кадастровый учет.


ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу N 33-1169/2012

Судья: Белькова Е.В.

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Уварова В.В.,
судей Бурашниковой Н.А., Курохтина Ю.А.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 мая 2013 года апелляционную жалобу администрации г. Тамбова на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 05 февраля 2013 года по гражданскому делу по иску Р. к ООО "***" администрации г. Тамбова и Комитету финансов администрации г. Тамбова о возмещении материального и морального вреда.
Заслушав доклад судьи Бурашниковой Н.А., судебная коллегия,

установила:

Р. обратилась в суд с иском к ООО "…" о возмещении вреда, указав, что 28.12.2011 года вблизи … произошло падение дерева, в результате чего был поврежден принадлежащий ей на праве собственности автомобиль ВАЗ-21102 государственный знак N … По факту падения дерева и причинения вреда имуществу была проведена проверка, по итогам которой вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В ходе проверки было установлено, что … находится в управлении ООО "…" Согласно экспертному заключению, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составляет … Истец считает, что участок, на котором расположен дом, относится к общему имуществу собственников, соответственно управляющая организация должна нести ответственность за содержание общего имущества. Однако, в добровольном порядке возместить причиненный вред ООО "…" отказалось, ссылаясь на отсутствие вины.
С учетом указанных обстоятельств, истец просила взыскать с ООО "…" в возмещение материального ущерба, причиненного падением дерева, …, а также денежную компенсацию морального вреда в размере …
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация г. Тамбова, Комитет финансов администрации г. Тамбова.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 05 февраля 2013 года исковые требования Р. были удовлетворены частично: с администрации г. Тамбова в пользу Р.М. взыскан материальный ущерб в размере … Исковые требования Р.М. о взыскании денежной компенсации морального вреда, а также требования, заявленные истцом к ООО "…" и Комитету финансов администрации г. Тамбова, были оставлены без удовлетворения.
Администрация …, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, считая решение вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы представитель администрации указал, что суд, возлагая ответственность за причиненный вред на администрацию города в соответствии со ст. 1064 ГК РФ, не учел, что между администрацией и ООО "…" 11.01.2011 года был заключен договор, согласно которому ООО "…" предоставляются субсидии на санитарное содержание территорий, не входящих в состав общего имущества, а ООО "…" обеспечивает выполнением работ, в том числе, и по обеспечению сохранности и ухода за зелеными насаждениями и газонами на обслуживаемой территории (п. 1.1.6 договора N 2-с от 11.01.2011 г.). Приказом ООО … от 01.09.2011 года N 9-к была утверждена периодичность проведения работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, в том числе ежедневное обеспечение сохранности и ухода за зелеными насаждениями и газонами на обслуживаемой территории.
Согласно п. 3 Приказа от 15.12.1999 г. N 153 Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу "Об утверждении правил создания охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ", содержание зеленых насаждений включает в себя обрезку кроны, стрижка "живой" изгороди. Одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны. Различаются такие виды обрезки, как санитарная, омолаживающая, формовочная.
Санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Обязательному удалению подлежат также побеги, отходящие от центрального ствола вверх под острым углом или вертикально (исключая пирамидальные формы), во избежание их обламывания и образования ран на стволе и т.д. Данным приказом подробно расписаны рекомендации по содержанию зеленых насаждений.
Кроме того, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в том числе, и уход за зелеными насаждениями.
Полагает, что с учетом вышеперечисленных норм и условий заключенного между администрацией и ООО "…" договора обязанность по возмещению вреда, причиненного падением дерева, должна быть возложена на управляющую организацию.
Указывает, что суд необоснованно произвел взыскание с администрации города, которая не может выступать плательщиком по обязательствам муниципального образования.
Просит решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 05 февраля 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем администрации г. Тамбова по доверенности И., просившей отменить решение суда и взыскать причиненный истцу ущерб с ООО "…" выслушав представителя Комитета финансов администрации г. Тамбова по доверенности Г., поддержавшую позицию администрации г. Тамбова, представителя ООО "…" Л., считавшую решение суда законным и обоснованным, апелляционная инстанция приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, он находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под домом. В свою очередь, собственники помещений дома вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Из вышеприведенных положений следует, что собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме обязаны содержать земельный участок под многоквартирным домом, фактически находящийся в их пользовании, даже если он не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
При этом в силу ст. 161 ЖК РФ свою обязанность по содержанию общего имущества собственники жилых помещений в многоквартирных жилых домах реализуют посредством управления многоквартирным домом, которое должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как следует из ч. 2 указанной статьи одним из способов управления жилыми многоквартирными домами является управление управляющей организацией.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "ж" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу пункта 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда несут обязанность по содержанию, чистке и уборке придомовой территории.
Согласно Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбова, утвержденным Решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949, собственники помещений многоквартирных домов обязаны обеспечить удаление веток и деревьев, расположенных в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, непосредственно угрожающих жизни граждан и создающих аварийные ситуации (пп. 6 п. 1 ст. 29).
Из положения п. 6.1 Правил создания охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 г. следует, что обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложена на землепользователей.
Из материалов дела следует, что дерево, вследствие падения которого был причинен вред имуществу Р., находилось на дворовой территории …, обязанность по содержанию которой в силу вышеперечисленных нормативных актов возлагается на управляющую организацию - ООО "…" независимо от того, поставлен ли на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом или нет. Площадь указанного земельного участка и тот факт, что именно на нем находилось аварийное дерево, ответчиками не оспаривается.
Как следует из п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, входят в состав содержания общего имущества, которое в отношении дворовой территории … должно осуществляться управляющей организацией - ООО "…".
Суд первой инстанции, осуществляя взыскание материального ущерба с администрации г. Тамбова не учел требования вышеперечисленных нормативных актов, в связи с чем пришел к необоснованному выводу о возложении обязанности по возмещению вреда на администрацию г. Тамбова, тогда как в силу закона данная обязанность возложена на управляющую организацию, осуществляющую содержание общего имущества многоквартирного жилого дома.
К тому же, судом не было учтено, что между администрацией г. Тамбова, в лице Жилищного комитета, и ООО УК … заключен Договор о предоставлении субсидий N 2-С от 11.01.2011 г., согласно п. п. 1.1.1 и 1.1.6 которого собственник территорий, не входящих в состав общего имущества, передал полномочия по обеспечению сохранности и уходу за зелеными насаждениями и газонами управляющей компании ООО "…", предоставив на эти цели субсидии из бюджета. Земли в районе … включены в состав территорий, подлежащих обслуживанию по данному договору. Соответственно, обязанность по надлежащему содержанию зеленых насаждений на данной территории возложена на ООО "УЖК", даже если указанная территория не входит в состав земельного участка под многоквартирным жилым домом.
Однако, каких-либо доказательств того, что ООО … надлежащим образом содержало зеленые насаждения, расположенные на дворовой территории …, ответчиком в судебном заседании представлено не было. Наоборот, сам факт того, что на данной территории имелось аварийное, засохшее дерево, которое не было своевременно удалено, свидетельствует о том, что надлежащих мер к содержанию зеленых насаждений управляющей организацией не принималось.
Из материалов дела следует, что собственники жилых помещений … дважды - 01.12.2011 г., 13.12.2011 г. обращались в ООО … с письменными заявлениями об опиловке двух засохших деревьев, однако каких-либо действий по этим заявлениям ООО "…" произведено не было. 28.12.2011 года одно из засохших деревьев упало и повредило автомобиль истца. Доказательств, свидетельствующих о том, что управляющая организация принимала какие-либо меры по заявлениям жителей дома, либо обратилась в администрацию города или иные компетентные органы для решения вопроса о спиливании засохших деревьев, ответчиком представлено не было. Между тем, в силу ст. ст. 56, 1064 ГК РФ обязанность доказать отсутствие своей вины в данном случае возлагается на ответчика.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в части взыскания материального ущерба с администрации г. Тамбова нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, с вынесением нового решения в соответствии со ст. ст. 210, 1064 ГК РФ, ст. ст. 36, 39, 161, 162 ЖК РФ, пп. "ж" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, пп. 6 п. 1 ст. 29 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбова, утвержденных Решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949, п. 6.1 Правил создания охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 г., о взыскании причиненного Р. материального ущерба с ООО "…" в сумме 64200 руб. 01. коп., состав и размер которого ответчиком не оспариваются.
В остальной части решение сторонами не обжаловано, в связи с чем в соответствии со ст. 327 ГПК РФ отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, апелляционная инстанция

определила:

Решение Октябрьского районного суда … от … отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании материального ущерба, заявленных Р. ООО "…", и взыскания с администрации … в пользу Р. материального вреда в сумме … и принять в этой части новое решение.
Взыскать с ООО "…" в пользу Р. материальный ущерб в сумме … В удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации г. Тамбова, Р. отказать.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 05 февраля 2013 года оставить без изменения.


Вернуться в раздел "ОБЯЗАННОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту. Судебная практика"


Copyright © Logos-pravo.ru
При копировании гиперактивная ссылка "Logos-pravo.ru" обязательна.
 
Новое на сайте
 

Развод, раздел имущества супругов, дети, алименты

Уровень шума в квартире

Размер алиментов

Жалоба по КоАП РФ

Расселение аварийного дома

Иски в суд, ходатайства

       
Расчет госпошлины     |     Реквизиты для уплаты госпошлины в суд
     Студия «Граф» - создание сайтов