Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Право установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ
Право установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ

Позиция суда: Право установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ и земельные участки, право собственности на которые не разграничено, предоставлено органам государственной власти субъектов РФ.

При этом федеральное законодательство ограничивает права субъектов РФ в данном вопросе только соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством РФ, не устанавливая каких-либо иных ограничений, и не содержит единой формулы и методики расчета арендной платы и ставок арендной платы для данной категории земель.


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июля 2016 г. N 45-АПГ16-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
Председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Снабречфлот" о признании недействующими подпунктов 23, 24 пункта 5 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 г. N 1268-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Снабречфлот" на решение Свердловского областного суда от 17 марта 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя закрытого акционерного общества "Снабречфлот" Шеламовой А.В., представителя Правительства Свердловской области Денисовой О.Н., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

закрытое акционерное общество "Снабречфлот" (далее - ЗАО "Снабречфлот", общество) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов 23, 24 пункта 5 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 г. N 1268-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - постановление от 30 декабря 2014 г. N 1268-ПП).

Решением Свердловского областного суда от 17 марта 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Снабречфлот" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

В судебное заседание представители прокуратуры Свердловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Свердловской области и Правительством Свердловской области представлены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей участвующий в деле лиц, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Статьей 39.7 Земельного кодекса предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, представленные в аренду без торгов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 г. N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Правительством Свердловской области.

Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП (далее - постановление от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП) утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов (далее - Положение), в том числе определена формула, по которой рассчитывается годовой размер арендной платы за земельные участки.

Согласно этой формуле для определения годового размера арендной платы учитывается величина арендной платы в год по договору аренды, кадастровая стоимость арендуемого земельного участка, ставка арендной платы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области, понижающий коэффициент и коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемый Правительством Свердловской области, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

Размер арендной платы за земельные участки определяется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка (пункт 4 Положения).

Подпунктом 23 пункта 2 постановления от 30 декабря 2011 г. N 1855-ПП утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург".

Правительством Свердловской области 30 декабря 2014 г. принято постановление N 1268-ПП, согласно пункту 5 которого ставки арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург" под складами и базами, изменены с 4,0 до 5,4 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (подпункт 23), а за земельные участки, расположенные в этом же муниципальном образовании, предназначенные для размещения административных, офисных зданий и иных объектов общественно-деловой застройки (за исключением земельных участков, указанных в пункте 64), - с 4,5 до 5,5 процентов (подпункт 24).

Текст данного постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) 31 декабря 2014 г., номер публикации 3570.

По мнению заявителя, оспариваемые положения постановления от 30 декабря 2014 г. N 1268-ПП противоречат принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о Правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление от 16 июля 2009 г. N 582), что приводит к увеличению размера арендной платы. Также общество указывало на то, что ставки арендной платы, установленные оспариваемыми положениями нормативного правового акта, превышают ставки земельного налога, установленные для земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что обществу на основании договора аренды от 5 февраля 2010 г. N 3-1485, заключенному с Администрацией города Екатеринбурга, предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:41:0306012:8, площадью 7 762 кв. м для строительства административно-торгового здания с гостиничным блоком, автономной газовой котельной и наземно-подземным паркингом.

Арендная плата за пользование указанного земельного участка за 2015 год исчислена заявителю в соответствии с положениями подпунктов 23, 24, пункта 5 постановления от 30 декабря 2014 г. N 1268-ПП: за часть земельного участка площадью 7 717 кв. м - с применением ставки 5,4% (с учетом решения Арбитражного суда Свердловской области от 3 августа 2015 г. по делу N ...), установленной для земельных участков под складами и базами, за оставшуюся часть земельного участка площадью 45 кв. м - с применением ставки - 5,5%, установленной для земельных участков, предназначенных для размещения административных, офисных зданий и иных объектов общественно-деловой застройки; за оставшуюся часть земельного участка.

При принятии решения судом учтено то обстоятельство, что пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень конкретных случаев, когда размер арендной платы за земельный участок не может превышать размер земельного налога за такой земельный участок. Земельный участок, занимаемый заявителем, к ним не относится.

В остальных случаях право установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и земельные участки, право собственности на которые не разграничено, предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом федеральное законодательство ограничивает права субъектов Российской Федерации в данном вопросе только соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации, не устанавливая каких-либо иных ограничений, и не содержит единой формулы и методики расчета арендной платы и ставок арендной платы для данной категории земель.

Принцип экономической обоснованности, на несоблюдение которого ссылается административный истец, предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исследовав представленные административным ответчиком в материалы дела в качестве экономического обоснования оспариваемого нормативного правового акта аналитические данные, содержащиеся в "Прогнозной оценке поступлений арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург", подготовленные ЗАО "Дубль-Гео", суд пришел к выводу, что данные об изменении кадастровой стоимости всех арендуемых земельных участков, относящихся, в том числе к таким видам разрешенного использования, как земельные участки под складами и базами и земельные участки, предназначенные для размещения административных, офисных зданий и иных объектов общественно-деловой застройки проанализированы. По итогам проверки установлено, что по вышеназванным видам разрешенного использования земельных участков произошло уменьшение размера общей величины кадастровой стоимости.

Исходя из того, что кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка, прогнозирование при принятии оспариваемого постановления размера арендной платы и ставки арендной платы на основании данных об изменении этой экономической характеристики свидетельствует о проведении экономической оценки факторов, влияющих на доходность земельного участка.

Таким образом, установление оспариваемых ставок арендной платы в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности, а изменение части оспариваемых ставок постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 г. N 1268-ПП, как видно из пояснительной записки к проекту, вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, то есть изменением экономической характеристики земельных участков, и не является нарушением принципа экономической обоснованности.

При этом судом также учтено то обстоятельство, что изменение величины ставки арендной платы оспариваемыми положениями не повлекло за собой изменения основного способа определения размера арендной платы - в процентах от кадастровой стоимости земельного участка; порядок расчета арендной платы для земельного участка с указанными видами разрешенного использования не изменен, поскольку формула расчета осталась прежней.

Также судом не установлено противоречий оспариваемых положений постановления от 30 декабря 2014 г. N 1268-ПП иным основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением от 16 июля 2009 г. N 582.

Таким образом, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, проанализировав соблюдение Правительством Свердловской области при издании оспариваемого нормативного правового акта принципов определения размера арендной платы за земельный участок, являющихся общеобязательными, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспоренные заявителем нормы постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 г. N 1268-ПП не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Свердловского областного суда от 17 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Снабречфлот" - без удовлетворения.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна