Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены постановлением N 582
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены постановлением N 582

Позиция Верховного Суда РФ: основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены постановлением N 582 и являются общеобязательными


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2016 г. N 25-АПГ16-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Шипиловой Л.Н. о признании недействующим решения Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области пятого созыва от 11 августа 2010 г. N 70 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования "Харабалинский район" в части
по апелляционной жалобе Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области пятого созыва на решение Астраханского областного суда от 1 февраля 2016 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области пятого созыва и администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области по доверенности Лялина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Шипилова Л.Н. обратилась в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании пункта 1 приложения N 1 к решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области от 11 августа 2010 г. N 70 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования "Харабалинский район" (далее - решение Совета муниципального образования от 11 августа 2010 г. N 70) не действующим со дня его принятия.

Пунктом 1 приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" к решению Совета муниципального образования от 11 августа 2010 г. N 70 установлены базовые ставки арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения (пашни) в размере 45,9%.

В обоснование своих требований заявитель сослалась на то, что установление ставки арендной платы в указанном размере не соответствует принципу экономической обоснованности, закрепленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).

Решением Астраханского областного суда от 1 февраля 2016 г. заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Совет муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области пятого созыва просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Полагает, что базовая ставка, принятая оспариваемым нормативным правовым актом, является экономически обоснованной. Указывает на то, что муниципальное образование при подготовке базовых ставок ориентировалось на действующие ставки в иных муниципальных образованиях поскольку ни на федеральном уровне, ни на уровне Астраханской области, не установлена какая-либо методика экономического обоснования базовых ставок арендной платы за использование земельных участков.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Шипиловой Л.Н. представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (подлежащего применению на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

При этом общие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в период принятия оспариваемого нормативного правового акта). Данное положение закреплено и в статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившей в силу с 1 марта 2015 г.), согласно которой размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы) установлены постановлением N 582 и являются общеобязательными.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Проверяя доводы административного истца относительно соблюдения утвержденных постановлением N 582 Основных принципов определения арендной платы при принятии оспариваемого решения, суд первой инстанции установил, что при принятии данного решения не определялась доходность земельных участков рассматриваемого вида разрешенного использования, не проведено экономического обоснования. С учетом этого, суд сделал правомерный вывод, что в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, установление в пункте 1 приложения к данному решению базовой ставки для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за использование земель сельскохозяйственного назначения (пашни) в размере 45,9%, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Вместе с тем решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, порождая правовые последствия. Кроме того, решением Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области от 29 марта 2016 г. N 124 внесены изменения в решение Совета муниципального образования от 11 августа 2010 г. N 70, в частности в пункт 1 приложения N 1 к решению: базовая ставка арендной платы "45,9%" заменена на "19,74%". Согласно пункту 2 упомянутого решения базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования "Харабалинский район", из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", утвержденные решением Совета муниципального образования от 11 августа 2010 г. N 70, применяются с 1 января 2016 г. с учетом внесенных изменений. В связи с указанными обстоятельствами, оспариваемое положение нормативного акта подлежит признанию недействующей с 1 января 2016 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Астраханского областного суда от 1 февраля 2016 г. изменить.

Признать пункт 1 приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" к решению Совета муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области от 11 августа 2010 г. N 70 недействующим с 1 января 2016 г.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна