- Главная
- Можно ли отказаться от части услуг, входящих в стоимость турпутевки (в туристский продукт)?
Если в туристский продукт входит, например, проживание в пятизвездочном отеле, трехразовое питание, трансфер, экскурсии и стоимость всего удовольствия составляет 100 000 рублей, то вы не вправе требовать от турагентства снизить стоимость путевки, исключив из нее, скажем, экскурсии и питание. Лицо, желающее приобрести путевку, может либо согласиться на все условия договора, касающиеся входящих в туристский продукт услуг, либо отказаться от сделки и поискать другую турфирму.
Турист, однако, не лишен права требовать компенсации убытков (соразмерного уменьшения цены договора) в том случае, если фактически часть оплаченных и входящих в турпродукт услуг оказана не была. Например, можно требовать взыскать денежные средства за трехразовое питание в случае если на самом деле был только завтрак, в размере составляющем разницу между полученной и фактически имевшей место быть услугой.
В п. 4 Письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания", указывалось следующее.
Также необходимо учитывать, что туристский продукт, определяемый как комплексная услуга, готовая (предлагаемая) к реализации, не предусматривает возможности отказа от одной или нескольких составляющих ее услуг по воле потребителя (с точки зрения безусловной обязанности удовлетворения такого волеизъявления), и не предусматривает возможности уменьшения цены договора кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе вследствие некачественно оказанной услуги.
Например, по одному из дел, суд отметил следующее.
Туристский продукт, определяемый как комплексная услуга, предлагаемая к реализации, не предусматривает возможности отказа от одной или нескольких составляющих ее услуг по воле потребителя и уменьшения цены договора:
В частности, ст. 782 ГК РФ устанавливает, что заказчик услуг вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от договора при условии оплаты фактически понесенных исполнителем расходов. В договоре на реализацию туристского продукта в отличие от договора возмездного оказания услуг турист не вправе отказаться от одной или нескольких услуг, входящих в туристский продукт, поскольку они в совокупности образуют целостный объект гражданского оборота.
Роспотребнадзор в письме от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 подтвердил, что туристский продукт, определяемый как комплексная услуга, готовая (предлагаемая) к реализации, не предусматривает возможности отказа от одной или нескольких составляющих ее услуг по воле потребителя и возможности уменьшения цены договора кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе вследствие некачественно оказанной услуги.
Истец, не пожелав пользоваться услугой трехразового питания, потребовал пересмотреть стоимость турпутевки. Получив отрицательный ответ, он отказался от туристского продукта целиком и обратился в суд с заявлением о возмещении убытков. Суд не удовлетворил его требования, отметив, что туристский продукт (круиз на теплоходе), определяемый как комплексная услуга, предлагаемая к реализации, не предусматривает возможности отказа от одной или нескольких составляющих ее услуг (услуг по питанию и экскурсионному обслуживанию) по воле потребителя и уменьшения цены договора (извлечение из определения Санкт-Петербургского городского суда от 16.03.2011 N 3611).
Вернуться к началу обзора "Как вернуть деньги за путевку? Права туриста, ответственность турагента и туроператора по договору о реализации турпродукта", в частности, см. статьи:
- Туроператор и турагент. Понятие. Отличия
- Как вернуть деньги за путевку если отказался от поездки (тура)?
- Возврат денег за путевку если не смог поехать по причине отказа в выдаче визы
- Возврат денег за турпутевку ввиду отказа туриста от поездки (тура) по причине болезни
- Возможно ли вернуть деньги за авиабилет на регулярные и чартерные рейсы?
- Ответственность туроператора и турагента по договору о реализации туристского продукта
- Ответственность турагента за нарушение прав туристов
- Замена отеля (гостиницы) турфирмой в одностороннем порядке
- а также другие статьи, посвященные отношениям между туристом и туроператором, турагентом в рамках договора о реализации туристского продукта