Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Законность требования о предоставлении свидетельства СРО о допуске к работам при проведении запроса котировок
Законность требования о предоставлении свидетельства СРО о допуске к работам при проведении запроса котировок

Обращаем внимание: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"


Вопрос: в сети "Интернет" размещено извещение о проведении запроса котировок (предмет –строительство капитальных объектов). В извещении указано, что участник размещения заказа должен представить свидетельство СРО, подтверждающее право на выполнение соответствующих работ. Правомерно ли такое требование со стороны заказчика?

Ответ: по смыслу закона № 94-ФЗ такое требование неправомерно.

Нормы права

Размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах) (часть 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ).

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. (ч. 1 ст. 42 закона № 95-ФЗ).

При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа … соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (часть 1 статьи 11 закона № 94-ФЗ).

Нормы права, содержащие аналогичные требования о соответствии участников проведения запроса котировок в законе № 94-ФЗ отсутствуют.

Таким образом, подтверждать соответствие, в том числе предоставлять свидетельство СРО о допуске к работам обязан участник размещения заказа, осуществляемого путем проведения торгов (конкурса или аукциона). В случае же размещения заказа путем проведения запроса котировок, заказчик не вправе требовать от участников подтверждения указанного "соответствия".

Кроме того, в статье 43 закона № 94-ФЗ определен исчерпывающий перечень требований, устанавливаемых заказчиком, статья 44 указанного закона содержит исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к котировочной заявке. Указанные нормы права не предусматривают право Заказчика требовать от участника размещения заказа его соответствия требованиям п. 1 ч. 1 ст. 11 закона № 94-ФЗ, а также предоставления победителем в проведении запроса котировок документов, подтверждающих это соответствие.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что заказчик при размещении заказа путем проведения запроса котировок не вправе требовать предоставления от участников ни свидетельства СРО о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, ни лицензий на отдельные виды деятельности, ни других документов, относящихся к сведениям о лице, а не о товаре, работе или услуге.

На практике такое понимание закона приводит к тому, что котировочные заявки подаются лицами, не имеющими свидетельств СРО о допуске к работам или лицензий. В случае, если такая организация или индивидуальный предприниматель признаются котировочной комиссией победителем, то контракт не может быть подписан, ибо, по его условиям, требуется выполнение работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства (перечень таких работ утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624).

Победитель в этом случае вынужден отказаться от заключения контракта, о чем извещает заказчика, который признает несостоявшегося контрагента уклонившимся от заключения контракта и просит УФАС включить сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Об этом мы писали в статье "Отсутствие свидетельства СРО о допуске – уклонение от заключения контракта?".

В другом случае, заказчик отказывается от заключения контракта победителем, не имеющим свидетельства СРО о допуске к работам или необходимой лицензии.

Что мешает заказчику в извещение о проведении запроса котировок включить требование о предоставлении свидетельства СРО о допуске в работам?

Если в извещении о проведении запроса котировок будет содержится требование о предоставлении свидетельства СРО или лицензии, антимонопольный орган (УФАС) с большой долей вероятности сочтет это нарушением закона, а именно, статьи 43 закона о размещении заказов.

Должностному лицу заказчика грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ (см. "Административная ответственность за требование о предоставлении свидетельства СРО в составе котировочной заявки")

Ряд судов с пониманием относится к требованиям заказчика о наличии у участников запроса котировок свидетельства СРО или лицензии. Такие требования могут содержаться не в извещении, а, например, в техническом задании, проекте контракта.

См. далее "Требование о включении в котировочную заявку свидетельства СРО или лицензии. Судебная практика."


Вернуться к началу обзора: "Отсутствие свидетельства СРО и участие в проведении запроса котировок на строительство, ремонт", содержащего следующие статьи:

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна