Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Суд признал незаконным распоряжения о формирования земельного участка под жилым домом "по фундаменту"
Суд признал незаконным распоряжения о формирования земельного участка под жилым домом "по фундаменту"

Рекомендуем статью "История одной борьбы за земельный участок"


КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.,
судей Омского областного суда Канивец Т.В., Кудря Т.Л.
рассмотрела в судебном заседании 25 февраля 2009 года дело по кассационной жалобе представителя заявителя Барта А.Я. - Отроховой О.Б. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 декабря 2008 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Барта Александра Яковлевича об оспаривании распоряжения Мэра г. Омска от 16.02.2004 года № 265-р отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Зашихиной Н.Г., объяснения представителя Барта А.Я.- Отроховой О.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Барт А.Я. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Мэра города Омска от 16.02.2004 года № 265-р, указывая, что в ноябре 2008 года на основании того, что является собственником жилого помещения в доме № 29 по ул. пр. К.Маркса в г. Омске, он обратился к председателю ТСЖ "Дом со шпилем" с заявлением о предоставлении информации о наличии или отсутствии прав собственников жилых помещений на земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом. Председатель ТСЖ Степанова Н.П. ознакомила его с выпиской из государственнрго земельного кадастра от 19.01.2006 года № 36/06 - 530. Согласно данной выписке (плану границ земельного участка) границы земельного участка, на котором расположен дом по адресу: г. Омск, ул. пр. К.Маркса, 29, определены в границах фундамента здания, площадь земельного участка равна 2127 кв.м. Границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 07:0056 сформированы распоряжением Мэра города Омска от 16.02.2004 года № 265-р. Между тем, утверждение проекта территориального землеустройства по формированию указанного земельного участка площадью 2127 кв.м, по его мнению, не основано на законе.

В нарушение действующего законодательства, оспариваемое распоряжение Мэра города Омска принято без учёта мнений и волеизъявления домовладельцев жилого дома. Нормативные размеры земельного участка определены без учета "Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах", утвержденных Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.08.1998 года № 59. Просил суд признать недействительным и отменить распоряжением Мэра города Омска от 16.02.2004 года № 265-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по пр. К.Маркса в Центральном административном округе"; признать незаконными действия по постановке на кадастровый учет земельного участка, местоположение которого установлено относительно жилого дома с почтовым адресом: пр. К.Маркса, 29, в Центральном административном округе.

Определением суда от 15.12.2008 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ТСЖ "Дом со шпилем".

Заявитель Барт А.Я. участия в судебных заседаниях не принимал. О слушании дела извещён надлежащим образом. Согласно представленным в суд заявлениям просил суд рассмотреть гражданское дел в его отсутствие с участием его представителя.

Представитель заявителя Барта А.Я. - Отрохова О.Б. и представитель заинтересованного лица ТСЖ "Дом со шпилем" Степанова Н.П. заявление Барта А. поддержали.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и Градостроительства Администрации города Омска - Бусс С.А., требования Барта А.Я. нашла необоснованными, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованные лица: Администрация города Омска, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (территориальный отдел № 1) надлежащим образом извещённые о времени и месте судебных заседаний в суд не явились.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель истца Барта А.Я. - Отрохова О.Б. просит решение суда как незаконное и необоснованное отменить. Полагает, что суд не учел нормы Федерального закона "О товариществах собственников жилья", ссылается на практику применения законодательства судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда. Указывает, что не всем доводам заявителя в решении суда дана оценка. Считает, что процедура согласования предоставления земельного участка была нарушена, а отсутствие государственного акта на право пользования землей у владельцев квартир в доме не свидетельствует об отсутствии у них права на этот земельный участок.

Изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решение об удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, чтс нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к указанным решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным, правовым актам, и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с п.1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону и иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

На основании ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О товариществах собственников жилья" (п. 2 ст. 36 ЗК РФ) (данный закон утратил силу с 1 марта 2005 года, в связи с принятием Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 11 данного федерального закона в существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно.

Органы, уполномоченные устанавливать границы и размеры земельных участков в кондоминиумах, обязаны в срок не позднее двух месяцев после обращения домовладельцев установить в соответствии с порядком, учитывающим минимальные противопожарные и санитарные разрывов между зданиями в застройке населенных пунктов, доступа ко всем частям имущества, границы и размеры земельного участка в кондоминиуме.

В силу ст. 9 данного федерального закона доля каждого домовладельца в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме (доля участия) пропорциональна доле принадлежащих ему помещений в кондоминиуме, измеренных в метрах квадратных площади, если решением общего собрания домовладельцев, принятым в соответствии с установленной статьей 22 настоящего Федерального закона процедурой, или иным законным соглашением участников долевой собственности на общее имущество (далее - соглашение домовладельцев) не установлено иное.

Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Согласно п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

Как видно из п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 года № 396. определение границ объекта землеустройства на местности проводится при согласовании с заинтересованными лицами с обеспечением, учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием.

В соответствии с п. 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003 года, лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), извещаются о времени и месте проведения межевания.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № 01/230/2008-0828 от 22.12.2008 года (л.д. 119) землевладельцами, землепользователями земельного участка с кадастровым номером 55:36:09:01 07:0056 площадью 2127 кв.м., являются следующие юридические лица: ООО "ФИРМА "ВИКО-МОДА", Омский Акционерный коммерческий ипотечный банк "ОМСК-БАНК". Иные заявленные в судебном порядке права требования не зарегистрированы.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 07:56 сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости в соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 16.02.2004 г. № 265-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по пр. К. Маркса ЦАО".

Однако при его формировании собственники помещений в доме не извещались о проводимом межевании, их мнение, в нарушение норм действовавшего в тот период законодательства, при этом учтено не было.

Кроме того, оспариваемым распоряжением Мэра был сформирован земельный участок 55:36:09 01 07:0056, площадь которого составила 2127 кв.м. В то же время заявитель указывал что фактически собственниками помещений в жилом доме используется земельный участок значительно большей площади, включающий в себя детскую площадку, автостоянку, гаражи и прочие постройки, что может быть признано нарушением его прав и законных интересов Данный факт ответчиком не оспаривался.

Не согласившись с размером площади земельного участка, на котором расположен дом по адресу: г. Омск, ул. пр. К.Маркса, 29, председатель созданного товарищества собственников жилья в дальнейшем неоднократно (21.11.2005 г., 20.02.2006 г., 23.04.2007 г.) обращалась в уполномоченные структуры с заявлением о формировании и предоставлении собственникам помещений в их доме земельного участка с учетом фактически занимаемой и используемой ими территории.

Кроме того, судом было установлено, что распоряжением первого заместителя директора департамента имущественных отношений от 11.03.2008 года № 1997-р "Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка по проспекту К.Маркса, дом 29, в Центральном административном округе города Омска" (л.д.43) был утвержден проект границ по образованию земельного участка площадью 4481 кв.м. для жилищных нужд и общественно деловых под строения, местоположение земельного участка установлено относительно 5-этажногожилого дома с почтовым адресом: проспект К. Маркса, дом № 29, в Центральном административном округе города Омска.

Однако, как следует из решения территориального отдела №1 управления Федерального агентства объектов недвижимости по Омской области ФАКОН (Роснедвижимость) от 04.05.2008 г. в осуществлении кадастрового учета отказано.

Таким образом следует признать распоряжение Мэра города Омска от 16.02.2004 года № 265-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по пр. К.Маркса в Центральном административном округе" не соответствующим закону, и одновременно нарушающим права и охраняемые законом интересы гражданина.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются неправильное применение норм материального права.

Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит отмене.

Судебная коллегия по гражданским делам с учетом положений статьи 361 ГПК РФ считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении требования заявителя, поскольку по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применены нормы материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 декабря 2008 года отменить, принять новое решение:

Заявление Барта Александра Яковлевича удовлетворить.

Распоряжение Мэра города Омска от 16.02.2004 года № 265-р признать недействующим.


См. все документы по данному делу:

  • Заявление о о признании недействительным и отмене распоряжения Мэра г. Омска от 16.02.2004г. № 265-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по пр. Маркса в Центральном административном округе", согласно которому границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом проходят фактически "по фундаменту" здания; признании незаконными действий по постановке земельного участка на кадастровый учет;
  • Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29.12.2008 года об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения МЭРа г. Омска от 16.02.2004 года;
  • Кассационная жалоба на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29.12.2008 года об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным и отмене распоряжения Мэра г. Омска от 16.02.2004г., признании незаконными действий по постановке земельного участка на кадастровый учет;
  • Кассационное определение Омского областного суда от 25.02.2009 года, которым постановлено: решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 декабря 2008 года отменить, принять новое решение об удовлетворении требований заявителя; Распоряжение Мэра города Омска от 16.02.2004 года № 265-р признать недействующим.
Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна