Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Статья 332 УК РФ. Неисполнение приказа
Статья 332 УК РФ. Неисполнение приказа

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 332 УК РФ. Неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, -

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2.1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях -

наказываются лишением свободы на срок от двух до трех лет.

2.2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях, повлекший тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.


Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 332 УК РФ

Непосредственным объектом преступления является установленный в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ порядок воинской подчиненности, т.е. регулируемые законами и воинскими уставами военно-служебные отношения между командирами (начальниками) и подчиненными.

Вопросы взаимоотношений начальников и подчиненных, включая порядок отдания и выполнения приказа, регулируются ст. 33 - 45 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее - УВС ВС РФ).

Единоначалие является основным принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск РФ. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности ВЧ, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться.

Приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение (ст. 39 УВС ВС РФ).

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы и приказания, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы и приказания, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под начальником понимается лицо, наделенное распорядительной властью в отношении подчиненных, на которое возложена персональная ответственность за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Прямым начальником признается начальник, которому военнослужащий подчинен по службе. Ближайший к военнослужащему прямой начальник является его непосредственным начальником (ст. 35 УВС ВС РФ).

В соответствии со ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

  • маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота - для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1-го ранга - для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2-го ранга, майора, капитана 3-го ранга - для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • младшие офицеры - для сержантов, старшин, солдат и матросов;
  • прапорщики и мичманы - для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
  • сержанты и старшины - для солдат и матросов одной с ними воинской части.

Объективная сторона преступления - это неисполнение приказа, которое совершается в форме неповиновения или иного умышленного неисполнения приказа.

Неповиновение или иное умышленное неисполнение приказа означает открытый отказ от исполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не исполняет действий, предписанных приказом, или совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

Приказ, подлежащий исполнению, должен быть отдан в установленном порядке и надлежащим лицом - начальником, которым является лицо, старшее по званию или должности. При этом подчиненный должен иметь возможность выполнить приказ. Отсутствие подобной возможности исключает наличие рассматриваемого состава преступления.

Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий - существенного вреда интересам службы. Содержание этого понятия закон не раскрывает.

Таким образом, для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда. Он может иметь конкретные проявления как материального, так и нематериального характера, зависеть от конкретных обстоятельств дела и должен определяться судом на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, оценки важности нарушенных охраняемых законом государственных и общественных интересов в области военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, обстановки, места и времени.

Существенным вредом интересам службы может быть признан вред, выражающийся, например, в подрыве, в связи с совершенным преступлением, воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, существенном ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

Между последствием и неисполнением приказа должна быть установлена причинная связь.

Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность (ч. 2 ст. 42 УК РФ).

Субъективная сторона преступления - прямой или косвенный умысел. Виновный сознает, что не исполняет приказ, предвидит наступление существенного вреда, желает, сознательно допускает его или безразлично относится к нему.

Часть 3 ст. 332 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Субъективное отношение лица к совершаемому преступлению - только неосторожная форма вины.

Субъект преступления - военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, а также военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей военной службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

Частью 2 ст. 332 УК РФ установлена ответственность за неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК РФ), а равно повлекшее тяжкие последствия.

Группу лиц и группу лиц по предварительному сговору могут образовывать только исполнители преступления. В данном случае ими будут являться подчиненные, получившие приказ и не исполнившие его или не исполнившие в полном объеме. Предварительный сговор должен иметь место до начала выполнения объективной стороны состава преступления, т.е. до начала бездействия, направленного на неисполнение приказа.

В соответствии с законом (ст. 35 УК РФ) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся военнослужащими, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, совершенных специальными субъектами.

Тяжкие последствия могут выражаться в причинении по неосторожности смерти или тяжкого вреда здоровью, крупного ущерба, в том числе в повреждении либо уничтожении военного имущества.

Если вследствие неисполнения приказа причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть по неосторожности, действия виновного кроме ст. 332 УК РФ должны быть квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

Содержание понятия тяжких последствий, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности причиненного вреда. К тяжким последствиям могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.

Определения понятий "военное положение",
"вооруженный конфликт", "военное время",
"боевые и военные действия"

Военное положение

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения (ст. 1 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

Введение военного положения. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ. Президент РФ незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

В указе Президента РФ о введении военного положения должны быть определены:

  • обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
  • дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
  • границы территории, на которой вводится военное положение.

Вооруженный конфликт

Вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт) ("Военная доктрина Российской Федерации"; утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976).

Военное время

Термин "военное время" тесно связан с нахождением государства в состоянии войны.

Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения (ст. 18 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне".

В "Российской военной энциклопедии" под военным временем понимается период фактического нахождения государства в состоянии войны с другим государством (Российская военная энциклопедия. М., 1994. С. 149).

Военное время - период от объявления в Российской Федерации и (или) Республике Беларусь состояния войны или фактического начала военных действий до объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения (ст. 1 "Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об обеспечении взаимных поставок продукции военного, двойного и гражданского назначения в период нарастания угрозы агрессии и в военное время" (Заключено в г. Москве 10.12.2009).

Боевые действия, военные действия

Слово "бой" означает вооруженное столкновение, сражение, а "боевой" значит относящийся к ведению боя, войны (Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. С. 48).

Основными видами боевых действий являются наступление и оборона; они характеризуются решительностью целей, большим пространственным размахом, высокой маневренностью и динамичностью (Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство, 1984. С. 89).

Собирательное понятие "боевые действия" означает организованные действия частей, соединений, объединений всех видов Вооруженных Сил при выполнении поставленных боевых задач.

Боевая задача - задача, поставленная вышестоящим командиром подразделения, части (группе или отдельному военнослужащему) для достижения определенной цели в бою (операции) к установленному сроку. Боевая задача может разделяться на ближайшую и последующую (Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство, 1984. С. 85).

К боевым действиям оперативно-тактического масштаба применяют термин "боевые действия", а к действиям стратегического масштаба - термин "военные действия".

В действующем законодательстве не содержится определения понятия "боевые действия". Анализ нормативных правовых актов и научной литературы позволяет сделать вывод о том, что под ведением воинской частью боевых действий можно понимать деятельность воинской части в целях решения поставленных тактических или оперативно-технических боевых задач в течение боя (операции). Основаниями для ведения боевых действий являются: состояние войны; режим военного положения; режим чрезвычайного положения; выполнение задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации; привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению иных задач с использованием вооружения, в том числе контртеррористических операций (Соколова Е.В. О некоторых вопросах ответственности воинской части за имущественный вред, причиненный в результате использования источников повышенной опасности военного назначения // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 5. С. 112 – 117).

В Модельном законе о военных ветеранах (государств - участников СНГ) под боевыми действиями понимается выполнение поставленных боевых задач частями, соединениями, объединениями всех видов вооруженных сил, министерства обороны и иных министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, а также подразделениями органов внутренних дел, выполняющими задачи в районе боевых действий (ст. 4 Модельного закона о военных ветеранах (принят в г. Санкт-Петербурге 7 декабря 2002 г. Постановлением 20-14 на 20-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи).

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна