Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Штраф за отказ туриста от поездки (тура). Правомерны ли условия договора о реализации туристского продукта?
Штраф за отказ туриста от поездки (тура). Правомерны ли условия договора о реализации туристского продукта?

Вернуть деньги за туристическую путевку можно за вычетом фактически понесенных турфирмой расходов. Под такими расходами понимаются фактически понесенные расходы туроператора, в том числе денежные средства, потраченные туроператором в целях организации туристского обслуживания до момента получения письменного извещения от туриста об аннулировании заказа. Расходы могут включать в себя штрафные санкции за отказ от выкупа авиабилетов, плата за бронь, штраф за аннулирование брони, оплата консульских сборов, оплата трансфера и т.д.

Однако в договоре о реализации турпродукта может быть предусмотрено условие, при котором возможен отказ туриста от исполнения договора только при уплате штрафа. Размер такого штрафа, по смыслу договора, не зависит от фактических расходов турфирмы, а может составлять твердую сумму или процент от цены договора.

Например, такое условие в договоре может выглядеть следующим образом:

"заказчик (турист) вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю (турфирме) фактически понесенных им расходов, которые составляют (могут составить) от 50% до 80% от внесенных по договору денежных средств";

или, к примеру, так:

"заказчик (турист) вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю (турфирме) фактически понесенных им расходов, которые составляют 30 000 рублей".

Приведенные условия, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, являются ничтожными, не влекущими правовых последствий на основании статьи 16 Закона "О защите прав потребителей", согласно которой, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Кроме того, аналогичная норма присутствует и в Постановлении Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта", согласно п. 13 которого, не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Изложенное означает, что в случае судебного разбирательства, турфирма обязана будет представлять доказательства наличия произведенных расходов до момента получения уведомления об отказе туриста от исполнения договора, в обратном случае суд взыщет в пользу туриста 100% оплаты по договору не учитывая договорное условие о возможности удержания штрафа с туриста за отказ от исполнения договора о реализации туристского продукта.


Вернуться к оглавлению обзора "Как вернуть деньги за путевку? Права туриста, ответственность турагента и туроператора по договору о реализации турпродукта", куда вошли статьи:

Туроператор и турагент. Понятие. Отличия
Как вернуть деньги за путевку если отказался от поездки (тура)?
Возврат денег за путевку если не смог поехать по причине отказа в выдаче визы
Возврат денег за турпутевку ввиду отказа туриста от поездки (тура) по причине болезни
Возможно ли вернуть деньги за авиабилет на регулярные и чартерные рейсы?
Ответственность Туроператора и Турагента по договору о реализации туристского продукта
Ответственность Турагента за нарушение прав туристов
Замена отеля (гостиницы) турфирмой в одностороннем порядке
а также другие статьи, посвященные отношениям между туристом и туроператором, турагентом в рамках договора о реализации туристского продукта

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна