Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Признание за сотрудником органов внутренних дел права на жилое помещение возникшее по договору социального найма (предоставлялось сотруднику МВД как служебное)
Признание за сотрудником органов внутренних дел права на жилое помещение возникшее по договору социального найма (предоставлялось сотруднику МВД как служебное)

Судебная практика: признание за сотрудником ОВД права на жилое помещение возникшее по договору социального найма (предоставлялось сотруднику МВД как служебное)

Пример 1. Истец (сотрудник МВД) просил признать право на жилое помещение (предоставленное как служебное), возникшее по договору социального найма, и обязать орган власти заключить с ним договор социального найма. Иск удовлетворен. Судом выявлены нарушения порядка отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также учтено, что после предоставления спорного жилого помещения истец - сотрудник МВД был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что недопустимо

Истец с 12 июня 1985 года проходит службу в органах внутренних дел в звании подполковника милиции.

В период службы на основании Распоряжения Администрации Приморского края от 17 ноября 2005 года ему было предоставлено служебное жилое помещение, общей площадью 35,50 кв.м. на состав семьи 2 человека, после чего он был исключен из списков очередников на улучшение жилищных условий. Он обращался в департамент имущественных отношений Приморского края с просьбой о снятии статуса служебного жилого помещения, на что получил отказ. Полагает данный отказ незаконным. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственником указанной квартиры является Приморский край.

Истец просил признать право на указанное жилое помещение, возникшее по договору социального найма, и обязать Департамент имущественных отношений Приморского края заключить с ним договор социального найма.

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.11.11 исковые требования удовлетворены, за Лисиным М.Л. признано право на жилое помещение, возникшее по договору социального найма, на Департамент имущественных отношений Приморского края возложена обязанность заключить с Лисиным М.Л. договор социального найма на указанную квартиру.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения не находит.

Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу не в связи с исполнением служебных обязанностей на определенный контрактом срок, а как сотруднику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, и ответчиком был нарушен порядок отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.

Данный вывод подтверждается материалами дела.

Согласно выписке из протокола № 4 заседания жилищно-бытовой комиссии УВД Ленинского района г. Владивостока, Лисин М.Л. состоял в очереди на получение жилой площади по Ленинскому РУВД. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и в соответствии с положениями статьи 30 Закона РФ «О милиции» (действовавшего в период предоставления истцу жилого помещения) должен был быть обеспечен жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательствам нормам соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке. На основании ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилое помещение для данной категории граждан должно предоставляться по договорам социального найма, в том числе и из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Руководствуясь постановлением Главы администрации Приморского края от 29 апреля 1993 года № 122 "О пользовании служебными жилыми помещениями", в целях укрепления кадрового состава правоохранительных органов Приморского края, администрация Приморского края Распоряжением от 17.011.05 присвоила квартирам, подлежащим передаче после окончания строительства, статус специализированных жилых помещений и отнесла их к виду служебных жилых помещений. Этой же датой администрацией Приморского края было издано Распоряжение № 617-ра "О предоставлении служебных жилых помещений управлению внутренних дел Приморского края", которым спорное жилое помещение предоставлено истцу.

Между тем, предоставление служебного жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел регламентировано Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 897. Исходя из пунктов 4, 10 и 11 настоящего Типового положения служебное жилое помещение предоставляется сотруднику по решению жилищно-бытовой комиссии подразделения органов внутренних дел из закрепленного за ним на праве оперативного управления служебного жилищного фонда. При этом, по смыслу пунктов 6 и 7 предоставление служебного жилого помещения производится не в связи с улучшением жилищных условий, а для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении сотрудником служебных обязанностей.

Учитывая, что приобретенные Департаментом имущественных отношений Приморского края жилые помещения в жилом доме не были переданы в оперативное управление УВД по Приморскому краю, в связи с чем, не составляли его служебный жилищный фонд, предоставление истцу спорного жилого помещения не соответствовало условиям предоставления служебного жилья.

Оценив изложенные обстоятельства, выявив нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, установленного Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", а также то, что после предоставления спорного жилого помещения Лисин Н.Н. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что недопустимо по пункту 6 Типового положения, суд пришел к верному выводу о том, что предоставление жилого помещения могло осуществляться истцу администрацией Приморского края только с целью улучшения его жилищных условий, то есть по договору социального найма.

Судебная коллегия признает необоснованными доводы кассационной жалобы о том, что предоставление жилья сотрудникам органов внутренних дел не входит в полномочия субъекта Российской Федерации, поскольку в рамках настоящего спора законность действий Администрации ПК по распоряжению находящимися в собственности субъекта РФ жилыми помещениями не проверялась (определение Приморского краевого суда от 9 февраля 2012 года по делу № 33-1104; извлечение).

Пример 2. ​Судом удовлетворены требования бывшего сотрудника органов внутренних дел о признании права на жилое помещение по договору социального найма так как фактически, истцу было предоставлено жилое помещение в порядке улучшения жилищных условий. Кроме того, Департаментом нарушен порядок отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду (служебное)

Истец, являвшийся ранее сотрудником органов внутренних дел обратился в суд требованиями к Департаменту имущественных отношений Приморского края, Управлению внутренних дел по Приморскому краю о признании права на жилое помещение, возложении на Департамент имущественных отношений Приморского края обязанности заключить договор социального найма.

Судом иск удовлетворен. Оставляя решение суда без изменения, суд второй инстанции указал следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Статьей 30 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции", действовавшего в период предоставления истцу жилого помещения, было предусмотрено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Как установлено судом, истец Хлевнюк С. И. с 06.11.1979 по 01.10.2010 проходил службу в органах внутренних дел, с 17.10.2009 по 01.10.2010 в должности милиционера водителя комендантской группы отдела милиции №... УВД по г. Владивостоку, с 01.10.2010 года является пенсионером.

Распоряжением Администрации Приморского края от 17.11.2005 г. истцу было предоставлено служебное жилое помещение на состав семьи 4 человека, после чего он был исключен из списка очередников на улучшение жилищных условий, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

25.05.2009 между Управлением внутренних дел по Приморскому краю, действующим от имени Администрации Приморского края, и Хлевнюком С.И. был заключен Договор найма служебного жилого помещения в отношении указанной квартиры.

Письмом от 23.11.2010 №... Департаментом имущественных отношений ПК истцу было отказано в снятии статуса служебного жилого помещения со спорной квартиры.

Удовлетворяя требования истца, суд, проанализировав положения ст. ст. 49, 92 ЖК РФ, ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции", Постановления Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 "Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилом фонде, переданном в оперативное управления органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам министерства внутренних дел РФ", пришел к правильному выводу о том, что фактически, Департаментом имущественных отношений ПК истцу предоставлено жилое помещение в порядке улучшения жилищных условий.

Указанное следует из того обстоятельства, что истец состоял в очереди на получение жилой площади по Ленинскому РУВД за № ..., из которой был исключен после предоставления ему жилого помещения.

Вместе с тем, согласно п. 6 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 17.12.2002 № 897, получение служебного жилого помещения не является основанием для исключения сотрудника (военнослужащего) из списков очередников на улучшение жилищных условий.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что Департаментом имущественных отношений ПК нарушен порядок отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 служебный жилищный фонд закрепляется на праве оперативного управления за подразделениями органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в которых проходят службу (военную службу) сотрудники (военнослужащие), проживающие по месту нахождения этих подразделений.

В силу п. 14 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" решение органа управления об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Однако, из материалов дела следует, что приобретенные Департаментом имущественных отношений ПК жилые помещения не были переданы в оперативное управление УВД по ПК, решение об отнесении данных помещений к специализированному жилищному фонду не было в установленный срок направлено в регистрирующий орган, в связи с чем ссылка ответчика на невозможность заключения договора социального найма указанной квартиры, в связи с тем, что она отнесена к специализированному жилищному фонду, не основана на законе и опровергается материалами дела (определение Приморского краевого суда от 19 января 2012 года по делу № 33-143; извлечение).


Вернуться к началу обзора: "Обеспечение МВД жильем сотрудников органов внутренних дел (полиции). Законы и судебная практика"

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна