- Главная
- Потребитель не обращался с претензией - отказ во взыскании штрафа? Что такое добровольный порядок?
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как толковать фразу "за несоблюдение в добровольном порядке"?
Что есть добровольный порядок? ДОБРОВОЛЬНЫЙ в словарях определяется как "совершаемый или действующий по собственному желанию, не по принуждению". Очевидно, что исходя из данного понимания значения фразы применительно к п. 6 статьи 13 Закона "О защите прав потребителей", "несоблюдение в добровольном порядке" должно пониматься как "несоблюдение до принуждения решением суда".
Однако суды зачастую отождествляют понятие "добровольный порядок" с "досудебным", "претензионным" порядком, что очевидно, не основано на правильном понимании как буквы, так и духа закона. Ведь законодатель в конструкции нормы п. 6 статьи 13 Закона не случайно не использовал слово "претензионный". Кроме того, Верховным Судом РФ даны разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", где в п. 23 указано следующее:
"до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации)".
То есть по общему правилу, претензионный порядок разрешения споров потребителей и продавцов, изготовителей, исполнителей услуг, работ не являетя обязательным, что, однако, вовсе не означает, что с момента получения копии искового заявления из суда, ответчик все еще не ознакомлен с претензиями истца - потребителя и лишен возможности удовлетворить его требования не дожидаясь судебного постановления. Другими словами потребитель, по смыслу закона, вправе отправить ответчику в досудебном порядке претензию, а вправе этого не делать и изложить свои требования сразу в исковом заявлении, по получении которого, ответчик должен проявить добрую волю - удовлетворить требования потребителя.
Более того, соответствующие разъяснения даны и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", где в 47 указано следующее:
" ... если после принятия иска к производству суда требования потребителя удовлетворены ответчиком по делу (продавцом, исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) добровольно, то при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу в соответствии со статьей 220 ГПК РФ. В этом случае штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, с ответчика не взыскивается".
Других оснований для невзыскания штрафа с ответчика в пользу потребителя в законе, равно как и в приведенном постановлении Пленума ВС не усматривается. Судебная практика по вопросу возможности взыскания штрафа в пользу потребителя противоречива и единообразием не отличается. См. далее "Судебная практика взыскания штрафа в пользу потребителя при отсутствии досудебной претензии".
Вернуться к началу обзора практики: Претензии потребителей по договору подряда к срокам и качеству работ. Взыскание штрафа
Рекомендуемые публикации:
- Как правильно написать претензию потребителю?
- Претензии потребителя к качеству пластиковых окон ПВХ. Судебная практика
- и иные материалы в рубрике "Защита прав потребителей"
Образцы претензий и исковых заявлений:
- Претензии потребителей о недостатках автомобиля, некачественной бытовой техники
- Исковые заявления в защиту прав потребителя о возврате, обмене товара
- Исковые заявления в защиту прав потребителей услуг, работ, все иски в суд
- Все исковые заявления в суд