Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Решение Кировского гарнизонного военного суда от 14 июля 2010 года
Решение Кировского гарнизонного военного суда от 14 июля 2010 года

Выводы суда: решением гарнизонного суда внучка признана членом семьи военнослужащего. Судом постановлено: действия командира войсковой части, утвердившего решение жилищной комиссии об исключении внучки заявительницы Е. из списка лиц, подлежащих обеспечению жильём совместно с заявительницей, признать незаконным и не порождающими правовых последствий с момента их совершения.


РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2010 г.

г. Киров

Кировский гарнизонный военный суд в помещении суда в открытом судебном заседании в составе:
председательствующего ВрИД председателя суда Торкунова М.А.,
при секретаре Копаневой Т.В.,
с участием заявительницы Мусиновой С.В.,
её представителя Шибанова В.П.,
председателей ответчиков Мухаметзянова М.Р. и Бабошина А.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Мусиновой С.В. на действия командира войсковой части и жилищной комиссии этой же части, связанные с обеспечением жильём,

УСТАНОВИЛ:

Заявительница проходит военную службу по контракту, заключенному с Минобороны РФ. Выслуга на военной службе составляет более 10 лет. Решением жилищной комиссии войсковой части в июне 2002 года она признана нуждающейся в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы в г. Кирове на семью из трёх человек: её, сына - Созинова А.Н., дочери – Ершовой А.А. Приказом командира войсковой части от 31 июля 2009 г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий Мусинова досрочно уволена с военной службы в запас и выведена в распоряжение командира в/части до обеспечения её жильём в установленном законом порядке.

По рапорту военнослужащей от 12 марта 2010 г. в её личное дело в качестве члена семьи в апреле 2010 г. внесена внучка Ершова А.Д. Решением жилищной комиссии войсковой части от 12 апреля 2010 г. (протокол № 73), утвержденным командиром части, внучка включена в список лиц, подлежащих обеспечению жильём от Минобороны РФ как член семьи заявительницы.

Решением жилищной комиссии войсковой части от 9 июня 2010 г. (протокол № 75), утвержденным командиром части, названное решение жилищной комиссии отменено на основании протеста военного прокурора от 7 июня 2010 г. как противоречащее действующему законодательству.

Считая, что ответчики нарушили право внучки на обеспечение жильём за счет военного ведомства, заявительница просила суд признать их действия незаконным и не порождающими правовых последствий с момента их совершения.

Кроме того, заявительница просила возместить судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании заявительница и её представитель поддержали требования в полном объеме и пояснили, что внучка заявительницы была в установленном законодательством порядке признана жилищной комиссией и командиром воинской части членом её семьи, внесена в личное дело военнослужащей в качестве таковой и на законном основании зарегистрирована по месту жительства своей матери Ершовой А.А., которая зарегистрирована и проживает вместе с заявительницей, а также ведет совместное с ней хозяйство. Муж дочери Ершов Д.В. зарегистрирован по тому же адресу, что и они. Жилья в собственности или по договору найма ни в Кирове, ни в области он не имеет, однако она не ставит вопрос об обеспечении его жильем за счет Минобороны РФ.

Ответчик и его представитель требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении в связи с тем, что дочь заявительницы, вступив в брак, в соответствии с действующим законодательством создала собственную семью, в связи с чем не может являться членом семьи заявительницы. Закон возлагает обязанность по содержанию малолетней Ершовой А.Д. на её родителей. Ершов Д.В. имеет постоянный заработок, в состав семьи заявительницы не входит. Ершова А.А. получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Таким образом, Ершова А.Д. находится на иждивении своих родителей, а не заявительницы. По их мнению, удовлетворение требований заявительницы повлечет за собой необоснованное расширение круга членов семьи военнослужащей и нарушение положений п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет заявление по следующим основаниям.

В суде установлено, что заявительница проходит военную службу по контракту в войсковой части.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от 31 августа 2009 г. № 101 и копии послужного списка заявительница досрочно уволена с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и зачислена с 1 сентября 2009 г. в распоряжение командира войсковой части в связи с невозможностью своевременного исключения из списков личного состава части из-за не обеспечения жильём.

Из рапортов заявительницы от 12 марта и от 14 апреля 2010 г. усматривается, что она ходатайствует о признании Ершовой А.Д. членом её семьи и внесении соответствующей записи в графу 21 личного дела военнослужащей.

Решением жилищной комиссии войсковой части от 12 апреля 2010 г. (протокол № 73), утвержденным командиром данной части, внучка внесена в список лиц, подлежащих обеспечению жильём совместно с военнослужащей в соответствии с п. 1 ст. 69 ЖК РФ.

В протесте от 7 июня 2010 г. военный прокурор Кировского гарнизона требует отменить указанное решение жилищной комиссии как противоречащее закону.

Согласно решению жилищной комиссии войсковой части от 9 июня 2010 г. (протокол № 75), утвержденному командиром данной части, предыдущее решение жилищной комиссии отменено как противоречащее действующему законодательству.

Из справки войсковой части следует, что заявительница проходит военную службу по контракту в /части и в её личном деле в качестве членов семьи указаны: дочь – Ершова А.А., сын – Созинов А.Н.

Справкой КЭЧ Кировского района от 2 апреля 2010 г. подтверждается, что заявительница проживает в г. Кирове по Студенческому проезду (общежитие), и имеет на иждивении Созинова А.Н., Ершову А.А., Ершову А.Д.

Копией договора найма жилого помещения в общежитии от 13 августа 2009 г. установлено, что жилищно-эксплуатационный орган передал заявительнице и членам её семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, общей площадью 32,3 кв. м., расположенное в г. Кирове по Студенческому проезду, в связи с прохождением Мусиновой военной службы. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: дочь Ершова А.А., сын Созинов А.Н., а в 2009 году - внучка Ершова А.Д. Договор заключен на время прохождения заявительницей военной службы.

Согласно записям в паспортах заявительница и ее дочь зарегистрированы в общежитии: Мусинова - с декабря 2000 г., Ершова - с мая 2003 г. 27 сентября 1999 г. заявительница расторгла брак с Мусиновым А.А., имеет ребенка – Созинова А.Н. Ершова А.А. 21 декабря 2007 г. зарегистрировала брак с Ершовым Д.В., имеет ребенка – Ершову А.Д.

Из копии карточки регистрации Ершова Д.В. следует, что он зарегистрирован и проживает в г. Кирове по Студенческому проезду (общежитие).

Согласно выписке из лицевого счета нанимателем названного жилого помещения в общежитии является заявительница. Вместе с ней зарегистрированы Созинов А.Н., Ершова А.А., Ершова А.Д.

Свидетельством о рождении подтверждается, что родителями Мусиновой А.А. (по мужу Ершовой) являются Мусинов А.А., Мусинова С.В.

Из справок органов статистики и технической инвентаризации усматривается, что жилых помещений в собственности заявительница и члены ее семьи не имеют.

В соответствии со ст.ст. 27, 40, 55 Конституции России каждый, кто законно находится на ее территории, имеет право на жилище и на выбор места жительства. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище. Указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из различных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 59 Основного Закона права человека могут быть ограничены федеральным законом в необходимой мере и в целях, указанных в Конституции РФ. Подобные ограничения установлены законами, регулирующими статус военнослужащих.

Так, согласно статьям 1 и 6 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами человека с ограничениями, установленными законами. Право военнослужащих на выбор места жительства ограничено интересами боевой готовности воинских частей. В связи с особым характером обязанностей военнослужащих им предоставляются компенсации. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте в соответствии с законодательством.

Вопросы обеспечения жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, урегулированы статьями 15 и 23 ФЗ «О статусе военнослужащих». Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из правовых норм, изложенных в гл. 7 ЖК РФ, а также в Постановлении Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054, региональных и ведомственных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует вывод: та организация, на которую законом возложена обязанность обеспечить гражданина жильем, наделена правомочиями в установленном порядке признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и в дальнейшем контролировать правильность предоставления жилья.

В соответствии со ст. ст. 51, 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Из пунктов 1, 26-29, 35, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ и Примерного положения о жилищных комиссиях (приложения № 1 и № 2 к приказу Минобороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80) следует, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями решаются по месту прохождения ими военной службы. В целях правильного распределения жилых помещений в воинских частях создаются жилищные комиссии. Военнослужащие включаются в списки очередников на улучшение жилищных условий на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Учет военнослужащих, нуждающихся в жилье, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилье.

В судебном заседании представители ответчиков согласились с утверждением заявительницы о том, что ни она, ни члены её семьи жилья в собственности не имеют, проживают на жилплощади, предоставленной заявительнице в связи с прохождением ею военной службы в войсковой части по договору найма жилого помещения в общежитии общей площадью 32,2 кв.м. Вместе с тем, представители ответчика считают, что внучка заявительницы не может являться членом её семьи, поскольку находится на иждивении своих родителей.

Круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся:

супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.

Пункты 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержат перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.

Обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев законодателем предусмотрено ведение ими общего хозяйства, в частности, наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. По смыслу закона, решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

В части 2 статьи 69 ЖК РФ предусмотрено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, право на вселение в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 ЖК РФ). Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (часть 3 статьи 67 ЖК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, в том числе и право на обеспечение жильём, которое предусматривается и другими нормативно-правовыми актами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. При этом к членам семей военнослужащих относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента России.

В соответствии со статьёй 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства, суд, приходит к выводу о том, что признание внучки заявительницы членом ее семьи и регистрация внучки по месту жительства военнослужащей обусловлены объективными обстоятельствами, произведены на законных основаниях и не связаны с намерением военнослужащей необоснованно расширить круг членов своей семьи.

На основании этого суд признает действия ответчиков, воспрепятствовавших реализации жилищных прав Мусиновой и членами её семьи, незаконными и не порождающими правовых последствий с момента их совершения.

Судебные расходы суд взыскивает с войсковой части в полном объёме как со стороны, не в пользу которой состоялось решение.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Мусиновой С. В. удовлетворить, а действия командира войсковой части, утвердившего решение жилищной комиссии этой же части от 9 июня 2010 г. № 75 об исключении внучки заявительницы Ершовой А.Д. из списка лиц, подлежащих обеспечению жильём совместно с заявительницей, признать незаконным и не порождающими правовых последствий с момента их совершения.

Взыскать с войсковой части в пользу заявительницы расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приволжский окружной военный суд через Кировский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 19 июля 2010 г.

Решение было обжаловано. На основании определения Приволжского окружного военного суда от 27.08.2010г. оставлено без изменений. Вступило в законную силу 27.08.2010г.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна