ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ НА САЙТЕ

Получить бесплатную юридическую консультацию вы можете у наших коллег в регионе вашего проживания, заполнив поле всплывающего окна в правом нижнем углу экрана, либо перейдя по ссылке. Также можно позвонить по телефону:

РУБРИКИ:

Автострахование

Административное право

Гражданское право, ГК РФ

Жилищные споры

Участие в долевом строительстве

Защита прав потребителей

Земельные споры

Семейные споры

Трудовые споры, пенсии

 
 
 
 

Кто должен признать дом аварийным?

Добрый день, наш многоквартирный дом является ничейным. Организация к которой он относился самоликвидировалась, городской муниципалитет на баланс его в своё время не принял, аргументируя тем , что дом аварийный и сейчас отказывается создать межведомственную комиссию по признанию дома аварийным, т.к. дом не является муниципальным жильём. Подскажите, пожалуйста куда нам обратиться и кто должен признать дом аварийным. Управляющие компании тоже отказываются от управления нашим домом. Заранее благодарю. Ирина Барташевич, г. Очёр, Пермский край.

Ответ:

Подробности рекомендуем изучить в обзоре практики "Расселение аварийного дома, предоставление жилья. Судебная практика ВС РФ", в качестве "краткого" ответа на вышеизложенный вопрос, можем указать следующее.

Создание межведомственной комиссии и ее исключительная компетенция в вопросе признания многоквартирных домов аварийными

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года (в редакции от 02.08.2007 года) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Согласно п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 46 того же Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В силу положений п. 47 Положения (в редакции от 02.08.2007 года) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления" (например, извлечение из Определения Санкт-Петербургского городского суда от 24.11.2010 N 33-15884).

Кто обязан создать межведомственную комиссию

Тот факт, что многоквартирный жилой дом после прекращения деятельности предприятия (организации) в ведении которой он находлся, не принят в муниципальную собственность и не числится в реестре, не означает, что признание дома аварийным с соответствующими правовыми последствиями не может быть осуществлено.

По смыслу приведенных норм Положения, решение о признании дома аварийным вправе принять межведомственная комиссия, созданная в зависимости от принадлежности вашего дома к соответствующему жилищному фонду.

Несогласие принять многоквартирный дом в муниципальную собственность, как правило, заключается в аварийном (непригодном для эксплуатации) состоянии дома либо убыточности его содержания, что чревато дополнительными расходами для местного бюджета.

Следует сказать, что жилищный фонд в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 изначально признавался муниципальной собственностью в силу закона.

Таким образом, на наш взгляд, если причина отказа в совершении действий по признанию дома аварийным состоит в том, что полномочиями по созданию межведомственной комиссии, как полагает орган местного самоуправления, исходя из принадлежности жилого дома к федеральному жилищному фонду или жилищному фонду субъекта федерации, муниципалитет не наделен, остается обратиться в суд с требованием о признании бездействия незаконным. В судебном заседании привлеченные стороны (представитель Росимущества, уполномоченный орган местного самоуправления) представят доводы и возражения относительно того, на ком лежит обязанность осуществить действия по созданию комиссии, оценке пригодности (аварийности) дома и принятию решения о признания дома аварийным, исходя из того, к какому жилищноу фонду в силу закона или ненормативного акта относится спорный многоквартирный жилой дом.

Бездействие межведомственной комиссии. Оспаривание

Как разъяснялось в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009г., "в соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заключение строительно-технической экспертизы будет являться одним из доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела".

Александр Отрохов, Правовой центр "Логос" (г. Омск), 14.09.2011г.


Copyright © Logos-pravo.ru
При копировании гиперактивная ссылка "Logos-pravo.ru" обязательна.
 
Новое на сайте
 

Развод, раздел имущества супругов, дети, алименты

Уровень шума в квартире

Размер алиментов

Жалоба по КоАП РФ

Расселение аварийного дома

Иски в суд, ходатайства

       
Расчет госпошлины     |     Реквизиты для уплаты госпошлины в суд
     Студия «Граф» - создание сайтов