Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Решение суда о признании права на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда
Решение суда о признании права на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда

Дело №2-3556/08

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омск 17.12.2008 года

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи …, при секретаре …, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. М. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЦАО г. Омска о признании права на льготное пенсионное обеспечение, суд

УСТАНОВИЛ:

М.М. обратился в суд с названным иском, указав, что в период с 05.08.1981 года по 31.12.1991 года работал слесарем-механиком на Омском агрегатном заводе, с 01.01.1992 года по 05.03.2008 года слесарем-механиком по ремонту агрегатов в ОАО "АК "Омскагрегат", а с 1976 года по 1981 года - в должности инженера по эксплуатации самолетов на Саратовском авиационном заводе. 05.03.2008 года он обратился в ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, однако в назначении данной пенсии ему было отказано, так как комиссия посчитала, что у него отсутствует необходимый специальный стаж. При этом указанные выше периоды были исключены ответчиком из специального стажа. С данным решением не согласен, поскольку в период с 05.08.1981 года по 31.12.1991 года фактически осуществлял обязанности слесаря-ремонтника, поскольку выполнял работы по периодическому и гарантийному обслуживанию агрегатов, установленных непосредственно на двигателях воздушных судов, самолетов и агрегатов систем топливопитания, дозирования и регулировании авиационных двигателей, установленных на воздушных судах, на аэродромах, полигонах и базах заказчика. После перевода на должность слесаря по ремонту агрегатов характер его деятельности и должностные обязанности не изменились. Также ответчиком незаконно исключен период его работы в должности слесаря по ремонту агрегатов в ОАО "АК "Омскагрегат", поскольку в этот период он осуществлял работы по гарантийному обслуживанию и ремонту авиационной техники, находился в командировках на стоянках самолетов ОАО "Саратовские авиалинии". Считает также незаконным исключение периода его работы с 1976 года по 1981 год, поскольку в данные периоды он постоянно в течение полного рабочего дня осуществлял свою работу, а в отпусках в связи с приостановкой производства, отпуске без сохранения заработной платы и в ученических отпусках, как указано ответчиком, не находился. Исключение периодов командировок из расчета специального стажа также считает незаконным. Просит суд включить в его специальный стаж период работы в должности инженера по эксплуатации самолетов на Саратовском авиационном заводе с 03.06.1974 года по 15.07.1981 года, в должности слесаря - механика на Омском агрегатном заводе им. Куйбышева с 05.08.1981 года по 31.12.1991 года, в должности слесаря по ремонту агрегатов на Омском агрегатном заводе им. Куйбышева, ОАО "АК "Омскагрегат" с 01.01.1992 года по 05.03.2008 года. Также просит суд назначить ему пенсию с 05.03.2008 года.

М.М., будучи надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суду направил дополнительные пояснения к исковому заявлению, в которых указано, что в спорные периоды он выполнял следующие функции: ремонтировал золотниковые пары агрегатов типа НР, ремонтировал и регулировал ограничители расхода типа РД, регулировал на двигателях самолетов топливные регуляторы 935МА, 935МА-1, 4018, 4015Т, устранял дефекты в них, проводил доработку, регулирование после проведения доработок, искал, устранял дефекты и проводил доработку на двигателях самолетов насосов 7606, 934, 4016Т, осуществлял поиск, устранение дефектов, доработку и регулирование автоматов управления клапанами типа АУП 4017, насосов-регуляторов типа 4030, 4050, 4070Ф, автоматов управления перед пуском АУП-25-86, автоматов управления перепуском двигателя АУПД-32-1, насосов топливных, водяных и спиртовых типа 726В, 748Б, 703В серии 57, 7038 на двигателях, самолетах, регуляторов давления гидравлических типа ГА-186, насосов гидравлических плунжерных типа НП-112, типа БНК. То есть все работы полностью соответствовали ЕТКС вып.22 "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования", параграфу № 198 "Слесарь по ремонту агрегатов". Работы им проводились на открытых площадках, аэродромах, вне ангаров и ремонтных цехов. Также незаконно исключен период нахождения в командировке, поскольку в данный период он выезжал в г. Саратов, Казань - на Казанский аэропорт; в Ульяновск для регулировки топливной аппаратуры, которую не могут произвести местные специалисты, в Волгоград - Волгоградский аэропорт. Все работы выполнял на рулежной полосе аэропортов. То есть работу он выполнял постоянно в течение полного рабочего дня.

Представитель истца по доверенности Отрохова О.Б. в судебном заседании заявленные требования уточнила и просила суд включить в специальный стаж истца период работы с 05.08.1981 года по 05.03.2008 года, а также период нахождения в командировке с 23.04.1974 года по 27.10.1974 года, пенсию М.М. просила суд назначить с 05.03.2008 года. Дополнительно суду пояснила, что истец очень часто выезжал в командировки в различные города. Там он работал в режиме полного рабочего дня и был занят на летно-испытательной станции, работа происходила непосредственно на взлетно-посадочной полосе, поскольку в условиях стоянки в ангаре проверить двигатель самолета было невозможно. Весь спорный период в должности слесаря по ремонту с 1981 года по 2008 года истец также осуществлял ремонт двигателей самолетов в аэродромных условиях, поскольку по неполадкам работы двигателя можно было судить только в его рабочем состоянии, то есть на взлетно-посадочной полосе.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска - Н.В. исковые требования не признала, пояснила, что период работы с 05.03.1981 года по 31.12.1991 года не включен в специальный стаж, поскольку Списком №459 от 04.09.1991 года указанная должность не предусмотрена, а предусмотрена только должность слесаря по ремонту агрегатов. В трудовой книжке имеется запись об изменении профессии "слесарь-механик" на "слесарь по ремонту агрегатов", однако в приказе работодателя нет ссылки на основополагающие документы. Тождественность профессий слесаря-механика и слесаря по ремонту агрегатов по выписке ЕТКС не прослеживается. Кроме того, не включен период работы истца с 01.01.1992 года по 05.03.2008 года в качестве слесаря по ремонту агрегатов, поскольку представленными документами не подтверждена работа в организациях гражданской авиации и занятость на работах по непосредственному оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Кроме того, не подтвержден тот факт, что работа на Омском агрегатном заводе им. Куйбышева относится к работе в гражданской авиации. Периоды работы с 01.01.1992 года по 31.12.2004 года в ОАО "Омскагрегат" и с 01.01.2005 года по 05.03.2008 года в ОАО АК "Омскагрегат" в качестве слесаря по ремонту агрегатов также не зачтены в специальный стаж еще и по той причине, что документально не подтверждена работа в аэродромных условиях. Таким образом, у истца отсутствовал необходимый стаж в гражданской авиации - 25 лет. Период же работы истца с 1999 года по 2008 года также не включен, поскольку на лицевом счете указан без кода льготы. Тем самым организация, в которой работает истец, сама не подтверждает льготный характер работы. В период работы на Саратовском авиационном заводе не зачтен период нахождения в командировке с 23.04.1974 года по 27.10.1974 года, поскольку в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Кроме периодов работы в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков. Вышеуказанный период таковым не является, поэтому был исключен из стажа. Документы, подтверждающие занятость по непосредственному обслуживанию судов гражданской авиации и работу в организациях гражданской авиации во время командировок не представлено. На основании изложенного истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Представитель третьего лица АК ОАО "Омскагрегат" по доверенности И.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснила суду, что АК ОАО "Омскагрегат" не является правопреемником Омского агрегатного завода, хотя профиль его деятельности не изменялся. Также подтвердила возникновение права у истца на назначение льготной трудовой пенсии, поскольку работа истца действительно проходила в аэродромных условиях. Более того, само предприятие - Омский агрегатный завод относилось к авиационной промышленности.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно подп. 15 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено мужчинам, по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с пп.«и» п.1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. №459.

Данным Списком предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Поскольку вышеуказанный Список содержит лишь общие наименования профессий и должностей, то необходимо дополнительно руководствоваться Перечнем профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно- авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет (приложение № 3 к инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.01.1989 г. № 1-18-И). В п. 15 названного Перечня в наименовании профессий, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет работников гражданской авиации, поименована профессия слесаря по ремонту агрегатов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно трудовой книжке и справке ЗАО "Саратовский авиационный завод" в период с 23.04.1974 года по 15.07.1981 года истец работал на Саратовском авиационном заводе полный рабочий день и был непосредственно занят на работах по оперативному аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов со 100% занятостью, а, находясь в командировке, выполнял регулировочные, доводочные работы и работы по устранению дефектов по гарантийному обслуживанию агрегатов 935Ма, 934, 4017.5. 4017.11, 892АМ, 892А, 1000БМ на стоянке самолетов Як-42 при выполнении предполетного или послеполетного обслуживания в цехе №71 вне ангара.

Согласно трудовой книжке истец 05.08.1981 года по 31.12.1991 года работал в качестве слесаря - механика на Омском агрегатном заводе, а с 01.01.1992 года переведен на должность слесаря по ремонту агрегатов на том же предприятии, в которой работал до 05.03.2008 года.

Кроме того, согласно справке ОАО «Саратовские авиалинии» от 18.03.2008 года истец, находясь в командировках в период работы на предприятии, выполнял ремонтные работы на стоянках самолетов Як-40, Як -42 при выполнении оперативного технического обслуживания, и на авиационно-технических базах при выполнении тяжелого регламентного обслуживания. При этом указано, что ОАО "Саратовские авиалинии" ангара для проведения регламентных работ на самолетах Як-40 и Як -42 не имеет.

Из протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска от 03.10.2008 г. №1865, следует, что истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием на момент обращения специального трудового стажа, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" №173-Ф3.

В соответствии с замечаниями к Акту №5/3 проверки представления страхователем неполных и недостоверных сведений в ПФР от 09.04.2008 года продукция, выпускаемая предприятиями авиационной промышленности, обеспечивается гарантийными обязательствами на различные виды ресурсов, в связи с чем для обеспечения выполнения гарантийных обязательств предусмотрено гарантийное обслуживание. Данное техническое обслуживание осуществляют работники эксплуатационно-ремонтных подразделений ОАО "АК "Омскагрегат" в местах базирования эксплуатирующих организаций (аэродромы, летно-испытательные станции, базы). Обслуживаемая ими техника находится на открытых площадках. В протоколах аттестации допусков и выполнению работ по гарантийному обслуживанию значится М.М. На основании указанных протоколов выдается доверенность на гарантийное обслуживание, выполнение работ по бюллетеням и техническим указаниям, утвержденная представительством заказчика.

Согласно Положению об отделе надежности эксплуатации и ремонта (ОНЭР) Омского агрегатного завода, в котором работал истец, ОНЭР командирует своих представителей для изучения материалов испытаний и доводки агрегатов, оказания технической помощи, производит доработки по бюллетеням, устраняет выявленные в процессе эксплуатации недостатки изделий, наблюдает за работой изделий в эксплуатирующих организациях и оказывает техническую помощь их эксплуатации.

Из разъяснения Министерства авиационной промышленности СССР от 26.11.1991 года следует, что время, затраченное работником, занятым гарантийным техническим обслуживанием, на подготовку к следующей командировке, включается в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет.

Согласно п. 8 Инструкции о служебных командировках в пределах СССР, изданной на основании Постановления СМ СССР №46 от 17.01.1980 года командированный работник при возвращении из командировки обязан составить отчет о командировке.

Из отчетов М.М. о командировках следует, что ремонт, регулировка и техническое обслуживание воздушных судов производилось им непосредственно при проведении наземных и высотных испытаний.

Представительство специалистов Омского агрегатного завода в иных городах - в эксплуатирующих продукцию завода организациях осуществлялось на основании Приказа генерального директора НПО «Агрегат» от 07.06.1989 года.

В соответствии со справкой ОАО "АК "Омскагрегат" истец работал с 01.01.2005 года слесарем по ремонту агрегатов, за указанный период работал полный рабочий день непосредственно на воздушных судах, выполнял работы по оперативному, периодическому и гарантийному техническому обслуживанию, выполнял доработки и ремонт агрегатов гидравлических систем самолетов и агрегатов систем топливопитания, дозирования и регулирования авиационных двигателей, установленных на воздушных судах, на аэродромах, полигонах и базах заказчика согласно заданий, доверенностей, бюллетеней и специальных удостоверений на выполнение работ в эксплуатации.

Факт выполнения истцом работ на аэродромной площадке в указанные периоды подтверждается соответствующими журналами рекламаций, представленных истцом.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Н.А. пояснил, что работал с истцом с 1982 года на Омском агрегатном заводе в отделе надежности эксплуатации и ремонта в должности начальника этого отдела. Сначала истец работал у него в должности слесаря-механика, а затем был переведен на должность слесаря по ремонту агрегатов, при этом его функции и должностные обязанности не изменились. Указал, что работа истца носила разъездной характер, истец направлялся в командировки в различные города России, где находились предприятия, эксплуатирующие выпускаемые заводом самолеты. Ремонт и регулировку самолетов истец осуществлял непосредственно на аэродромных площадках при проведении летных испытаний. Иногда регулировка самолета проходила перед вылетом при наличии в салоне самолета пассажиров. Вместе с ним он выезжал в г.Саратов, где происходила обкатка самолета. Пребывая в командировке, истец мог быть вызван в любой момент для устранения неполадок, поэтому его работа приравнивалась к полному рабочему дню. Помимо М.М., уже 5 человек, работавших ранее в той же должности, уже получают льготную трудовую пенсию.

Допрошенный в качестве свидетеля А.П. пояснил, что работал вместе с истцом на Омском агрегатном заводе с 1981 года, а с 1993 года стал начальником отдела надежности, эксплуатации и ремонта. Сначала истец работал в этом отделе в должности слесаря-механика, а затем был переведен на должность слесаря по ремонту агрегатов, хотя при этом его функции и Должностные обязанности не изменились. Указал, что специфика работы истца как слесаря по ремонту агрегатов состояла в том, что истец работал на аэродроме, в полевых условиях, ремонтные работы на самолетах происходили при рабочем двигателе. Вместе с истцом он неоднократно был командирован в различные города, там они осуществляли гарантийное обслуживание агрегатов, выпускаемых ОАО "АК "Омскагрегат". По возвращению в г. Омск они отчитывались о проделанной работе, готовились к новым командировкам. В г. Омске истец находился не больше недели, поскольку работа его носила разъездной характер. При этом в г. Омске истец сдавал отчет о проделанной работе, готовился к новым командировкам, разбирая заявки.

Допрошенный в качестве свидетеля А.С. в судебном заседании пояснил, что работает вместе с истцом в должности слесаря по ремонту агрегатов. Рабочее место М.М. находилось на самолетах, находящихся на аэродромных площадках, на взлетно-посадочной полосе, поскольку в условиях ангара выполнять такие работы невозможно. Они работали полный рабочий день, поскольку их занятость зависела от времени прилета самолетов. Также они часто выезжали в командировки для гарантийного обслуживания агрегатов, произведенных на их предприятии.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Так, период работы истца с 05.08.1981 года по 31.12.1991 года в качестве слесаря- механика на Омском агрегатном заводе незаконно исключен ответчиком из специального стажа, дающего право назначение льготной пенсии, поскольку истец в данный период фактически исполнял обязанности слесаря по ремонту агрегатов. Тождественность данных профессий установлена судом на основании свидетельских показаний, а также справок Омского агрегатного завода и Саратовского авиационного завода, согласно которым истец, работая в должности слесаря-механика, постоянно выезжал в командировки, где осуществлял регулировочные, доводочные работы в рамках гарантийного обслуживания агрегатов 835МА, 934, 4017.5, 4017.11 и других на стоянке самолетов Як-40, Як -42. Работы истцом выполнялись вне ангара, на аэродромных площадках. Данные сведения однозначно свидетельствуют о том, что истец в спорный период осуществлял функции слесаря по ремонту агрегатов независимо от фактического наименования его должности.

Периоды работы истца с 01.10.1992 года по 31.12.2004 года и с 01.01.2005 года по 05.03.2008 года суд также считает незаконно исключенными из специального стажа, при этом в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение то обстоятельство, что истец работал в данные периоды на аэродромных площадках в организациях гражданской авиации и занимался непосредственным оперативным и периодическим аэродромным техническим обслуживанием воздушных судов гражданской авиации. Данный факт подтверждается справками предприятия, журналами рекламаций и свидетельскими показаниями, из которых следует, что работа истца заключалась именно в том, чтобы обнаружить недостатки в работе агрегатов, отрегулировать и доработать оборудование, являющееся составной частью воздушных судов, при работающем двигателе самолетов. Данная работа протекала именно в аэродромных условиях, на взлетно-посадочной полосе, поскольку проследить работу самолета в цехе, ангаре было невозможно. Таким образом, данные периоды подлежат включению в специальный стаж.

Ссылка представителя ответчика о том, что за период работы М.М. с 1999 года по 2008 года работодателем не указан код льготы, суд отвергает, поскольку льготной справкой, выданной ОАО "АК "Омскагрегат", подтверждается, что истец приобрел в связи с работой с особыми условиями труда право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Также суд считает необходимым удовлетворить требования истца о включении периода нахождения в командировке в специальный стаж с 23.04.1974 года по 27.10.1974 года, поскольку работа истца в данный период носила разъездной характер, истец работал в аэродромных условиях полный рабочий день и условия его труда являлись не менее тяжелыми, чем при работе стационарно. Более того, законодательством, действующим в тот период, подтверждалось, что период нахождения в командировках, периоды подготовки к ним подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно протоколу комиссии ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска №1298 от 18.07.2008 года специальный стаж у истца на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии - 05.03.2008 года отсутствовал.

По состоянию на вышеуказанную дату, с учётом включенного судом спорного периода специальный стаж М.М. превысил требуемый законом специальный стаж 20 лет, необходимый для получения права на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту на льготных условиях, лицом, с вредными и тяжелыми условиями труда. В связи с чем суд считает необходимым, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" №173-Ф3, назначить М.М. пенсию с 05.03.2008 года.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования М. М. удовлетворить.
Признать за М. М. с 05.03.2008 года право на досрочную пенсию по старости.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЦАО г. Омска включить М. М. в специальный стаж период работы с 05.08.1981 года по 05.03.2008 года, а также период нахождения в командировке с 23.04.1974 года по 27.10.1974 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней.


См. по данному делу: Кассационное определение областного суда об оставлнии без изменения решения суда о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда в гражданской авиации

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна