ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ НА САЙТЕ

Получить бесплатную юридическую консультацию вы можете у наших коллег в регионе вашего проживания, заполнив поле всплывающего окна в правом нижнем углу экрана, либо перейдя по ссылке. Также можно позвонить по телефону:

РУБРИКИ:

Автострахование

Административное право

Гражданское право, ГК РФ

Жилищные споры

Участие в долевом строительстве

Защита прав потребителей

Земельные споры

Семейные споры

Трудовые споры, пенсии

 
 
 
 

О возможности принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не по месту своего жительства

Добрый день! Не могли бы вы расшифровать мне следующую фразу из пункта 3 статьи 52 ЖК РФ? Интересуюсь данным вопросом в связи с тем, что я являюсь (вроде бы) собственником развалившегося домика в деревне, в этой деревне я не живу много лет, и никто в доме этом не живёт, живу (снимаю жильё) и работаю в большом городе. В настоящее время имею маленького ребёнка и мечтаю встать на учёт как нуждающаяся, но не в своём посёлке хотелось бы, так как там нет работы.
"В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства."
Заранее благодарю, Светлана.

Ответ:

1. Об общих условиях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 3, статьи 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Таким образом, если вы являетесь малоимущей (малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2, статьи 49 ЖК РФ)) и площадь развалившегося домика в деревне, собственником которого вы являетесь составляет менее учетной нормы, то вы вправе требовать постановки вас на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту вашего жительства (регистрации), а не по месту нахождения принадлежащего вам жилого помещения (место жительства и место нахождения дома мегут совпадать, а могут и не совпадать).

2. О постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не по месту жительства

Как указано в статье 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 4, Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

Пункт 16 указанного постановления гласит следующее:

гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Из приведенных норм права следует, что определить место жительства гражданина, т.е. место его постоянного или преимущественного проживания, в том числе для целей постановки его учет, представляется возможным лишь исходя из данных о его регистрации по месту жительства. Иной подход приводил бы к злоупотреблениям со стороны граждан.

Так, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О указывалось следующее:

"Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно - учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17, 19, 27 и 40 Конституции Российской Федерации".

Что касается исключения из общего правила, закрепленного в части 3, статьи 52 ЖК РФ ("В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства"), то речь должна идти, например, о случаях, когда трудовая деятельность некоторых граждан связана с постоянным передвижением или случаях, когда гражданин вообще не имеет места жительства и соответственно, регистрации - по крайней мере такие исключения называют некоторые теоретики в публикациях. Однако, ни Жилищный кодекс, ни иные законы не предусматривают для "разъезжающих" работников возможности постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не по месту жительства (сейчас не анализируем нормы права, регулирующие данный вопрос в отношении военнослужащих и приравненным к ним лиц, а также детей-сирот). Тем более законодательством не предусмотрено принятие на учет лиц, не имеющих никаких прав на жилье (так называемые "лица без определенного места жительства - БОМЖ") и не имеющих регистрации по месту жительства.

Совет: зарегистрируйтесь по месту жительства в населенном пункте, где хотите встать на учет нуждающихся в жилых помещениях. В случае же, если вы зарегистрированы в одном населенном пункте, а обратитесь с соответствующим заявлением о принятии вас на учет в другом (по месту работы), боюсь, вам откажут и врядли будут шансы в судебном порядке оспорить данный отказ.

Александр Отрохов, Правовой центр "Логос", 21.08.2011г.


Copyright © Logos-pravo.ru
При копировании гиперактивная ссылка "Logos-pravo.ru" обязательна.
 
Новое на сайте
 

Развод, раздел имущества супругов, дети, алименты

Уровень шума в квартире

Размер алиментов

Жалоба по КоАП РФ

Расселение аварийного дома

Иски в суд, ходатайства

       
Расчет госпошлины     |     Реквизиты для уплаты госпошлины в суд
     Студия «Граф» - создание сайтов