Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Суд отказал в иске о сносе многоквартирного жилого дома как самовольной постройки
Суд отказал в иске о сносе многоквартирного жилого дома как самовольной постройки

Комитет обратился в Арбитражный суд с иском к ООО об обязании снести объект незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом, являющийся самовольной постройкой. Иск мотивирован тем, что при проектировании и строительстве спорного объекта были существенно нарушены градостроительные и строительные нормы и правила. В иске отказано по следующим основаниям.

Выводы суда: строительство жилого дома осуществлено на земельном участке, отведенном для целей строительства в соответствии с проектной документацией и на основании выданного разрешения на строительство. Разрешительная документация в судебном порядке не оспорена и не признана недействительной.

Истец не представил доказательств в подтверждение того, что спорный жилой дом создает угрозу для существования объектов культурного наследия, расположенных рядом с ним, угрозу жизни и здоровью граждан, что допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил, прав и законных интересов истца и иных лиц.

Кроме того, судом отмечено, что снос жилого дома может в значительной степени нарушить баланс интересов истца прав третьих лиц, вложивших денежные средства в строительство данного жилого дома.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2010 г. по делу N А72-20186/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета Ульяновской области по культурному наследию, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010
по делу N А72-20186/2009
по иску Комитета Ульяновской области по культурному наследию, г. Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью "АЛМА", г. Ульяновск, обществу с ограниченной ответственностью К "Симбирский дом", г. Ульяновск, обществу с ограниченной ответственностью СК "Симбирский дом", об обязании снести самовольную постройку, с участием третьих лиц: мэрии города Ульяновска, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, областного автономного учреждения "Ульяновскгосэкспертиза", государственного учреждения - Историко-мемориальный заповедник "Родина В.И. Ленина", муниципального унитарного предприятия "Стройзаказчик", Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, Ахмеджановой Р.И., Дубовой В.И., закрытого акционерного общества "Управление механизации N 5", общества с ограниченной ответственностью "Симбирскэлектромонтаж", Грищенко С.П., Кирилловой С.Г., Сорокиной Т.А.,

установил:

Комитет Ульяновской области по культурному наследию (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АЛМА" (далее - ООО "АЛМА", ответчик), обществу с ограниченной ответственностью К "Симбирский дом" (далее - ООО К "Симбирский") об обязании снести за свой счет объект незавершенного капитального строительства, являющийся самовольной постройкой, - 29-квартирный односекционный пятиэтажный жилой дом с мансардой по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 33, корпус 1.

Определениями суда от 28.12.2009, 28.01.2010 и 10.02.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: мэрия города Ульяновска, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска, областное автономное учреждение "Ульяновскгосэкспертиза", государственное учреждение Историко-мемориальный заповедник "Родина В.И.Ленина", муниципальное унитарное предприятие "Стройзаказчик", Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ульяновской области, Ахмеджанова Резида Ирфановна, Дубова Вера Ивановна, закрытое акционерное общество "Управление механизации N 5", общество с ограниченной ответственностью "Симбирскэлектромонтаж", Грищенко Сергей Петрович, Кириллова Светлана Геннадьевна, Сорокина Тамара Афанасьевна.

Определением суда от 28.01.2010 к участию в деле в качестве третьего ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью СК "Симбирский дом" (далее - ООО СК "Симбирский дом").

Исковые требования со ссылкой на статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы тем, что при проектировании и строительстве спорного объекта капитального строительства были существенно нарушены градостроительные и строительные нормы и правила, а также нормы законодательства, регулирующего охрану объектов культурного наследия. В связи с этим, по мнению истца, возведенный объект является самовольной постройкой и подлежит сносу осуществившим ее лицом.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010, исковые требования оставлены без удовлетворения.

Истец, не согласившись с принятыми судебными актами, подал в Федеральный арбитражный Поволжского округа кассационную жалобу, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.

Заявитель кассационной жалобы указал на неприменение норм материального и процессуального права, подлежащих применению, и на несоответствие выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения на нее, считает, что указанные судебные акты являются законными и не подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, что постановлением мэра города Ульяновска от 12.03.2004 N 553 утвержден акт выбора земельного участка от 30.10.2003 N 612, проект границ земельного участка и предварительно согласовано ООО "АЛМА" место размещения строительства жилого дома со встроенными административными помещениями на земельном участке площадью 2174, 9 кв. м по ул. Радищева (квартал 3 между жилыми домами N 33, 35) в Ленинском районе (земли поселений).

Кроме того, указанным постановлением ООО "АЛМА" предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок площадью 2174,9 кв. м по ул. Радищева (квартал 3 между жилыми домами N 33, 35) в Ленинском районе (земли поселений), для проведения изыскательских работ и строительства жилого дома со встроенными административными помещениями по ул. Радищева в Ленинском районе.

Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 24.01.2007 N 87-р ООО "АЛМА" предоставлен в аренду на срок до 01.05.2008 земельный участок площадью, 2174,9 кв. м, из состава земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности с кадастровым номером 73:24:041610:80, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Радищева, N 33, корпус 1, для строительства жилого дома со встроенными административными помещениями.

На основании данного распоряжения Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и ООО "АЛМА" заключен договор аренды от 13.02.2007 N 02/24-55 вышеуказанного земельного участка на срок до 01.05.2008. Соглашением от 16.07.2009 N 3 срок аренды земельного участка продлен до 31.12.2009.

Договор аренды от 13.02.2007 N 02/24-55 с дополнительными соглашениями к нему зарегистрирован в УФРС по Ульяновской области 25.09.2007.

Из материалов дела усматривается, что ООО "АЛМА" является заказчиком-застройщиком 29-квартирного односекционного пятиэтажного жилого дома с мансардой, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 33, корпус 1.

Объявление о том, что ООО "АЛМА" начинает разработку проектно-сметной документации на строительство жилого дома по ул. Радищева, д. 33, было размещено в газете "Ульяновск-сегодня" 21.11.2003 N 51.

В последующем также в этой газете была размещена информация о строительстве многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу и проектная декларация данного жилого дома.

19 февраля 2007 года между ООО "АЛМА" (принципал) и ООО К "Симбирский дом" (агент) был заключен агентский договор, по условиям которого принципал поручает, а агент принимает на себя обязательства выполнять функции заказчика по организации проектирования и строительства жилого дома с административными помещениями по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 33, и функции застройщика в части привлечения денежных средств по договорам долевого участия.

30 июня 2009 года между ООО К "Симбирский дом" и ООО "АЛМА" заключено соглашение, согласно которому стороны по обоюдному согласию расторгли договор от 19.02.2007 на осуществление функций заказчика (управление строительством) по организации строительства жилого дома по вышеуказанному адресу.

Кроме того, между ООО "АЛМА" (принципал) и ООО СК "Симбирский дом" (агент) заключен агентский договор от 30.06.2009 N 1, по условиям которого принципал поручает агенту, а агент от своего имени, но в интересах и за счет принципала осуществляет деятельность по подбору заказчика, генерального подрядчика (подрядчика) для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Радищева, д. 33, корпус 1, а также подбору иных лиц для продвижения привлекательности объекта (создание информационной продукции, реклама, презентации, акции и т.д.).

Из материалов дела следует, что с земельным участком, на котором осуществляется строительство жилого дома, граничит территория объектов культурного наследия регионального значения: "Бывший дом Кабанова А.С." (г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 33) и "Бывший дом Чугунова М.И." (г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 35), государственная охрана которых осуществляется на основании решения Исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от 16.01.1990 N 18 "О дополнительном списке памятников истории и культуры г. Ульяновска, подлежащих охране как памятники местного значения".

В указанных объектах, представляющих собой одноэтажные деревянные дома (постройки второй половины XIX века), располагается ООО "АЛМА" на основании договоров аренды муниципального нежилого помещения от 21.04.1998 N 3203, 3204, заключенных между Комитетом по управлению имуществом г. Ульяновска (арендодатель) и ООО "АЛМА" (арендатор).

Истцом были оформлены охранные обязательства от 08.10.2009 N П-09-47 и от 16.12.2009 N П-09-68, согласно которым ООО "АЛМА" приняло на себя обязательства соблюдать правила охраны, реставрации и использования объектов культурного наследия: "Бывший дом Кабанова А.С." (г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 33) и "Бывший дом Чугунова М.И." (г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 35), предусмотрены обязанности ООО "АЛМА" по обеспечению режима содержания памятника, проведению ремонтно-реставрационных, консервационных и реставрационных работ и др.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), со статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.

Согласно пункту 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, 09.07.2008 мэрией города Ульяновска было выдано ООО "АЛМА" разрешение N RU 73304000-105 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 33, корп. 1, сроком действия до 09.06.2009, которое продлено до 30.06.2010.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.

Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

В Ульяновской области таким компетентным органом является областное автономное учреждение "Ульяновскгосэкспертиза".

Согласно пунктам 5 и 9 статьи 49 ГрК РФ предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса.

В материалах дела имеется положительное заключение государственной экспертизы от 26.02.2008 N 73-1-4-0035-08 проектной документации для строительства спорного дома, составленное областным автономным учреждением "Ульяновскгосэкспертиза".

К письменным возражениям на кассационную жалобу ответчиком представлено заключение Инспекции государственного строительного надзора Ульяновской области от 30.09.2010 N 39-В/6 о соответствии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Радищева, д. 33, корпус 1, требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также разрешение на ввод в эксплуатацию данного многоквартирного жилого дома от 30.09.2010 N RU 73304000-167.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Учитывая, что строительство вышеуказанного жилого дома осуществлено на земельном участке, отведенном для целей строительства в установленном законом порядке, в соответствии с проектной документацией и результатами инженерных изысканий, получившими положительное заключение государственной экспертизы, и на основании выданного в установленном порядке разрешения на строительство, а также, принимая во внимание, что разрешительная документация в судебном порядке не оспорена и не признана недействительной, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что оснований для признания указанного объекта недвижимости самовольной постройкой не имеется.

Кроме того, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что спорный жилой дом создает угрозу для существования объектов культурного наследия, расположенных рядом с ним, угрозу жизни и здоровью граждан, что допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил, прав и законных интересов истца и иных лиц.

Учитывая, что снос спорного жилого дома может в значительной степени нарушить баланс интересов истца и охраняемых Конституцией Российской Федерации прав третьих лиц, вложивших денежные средства в строительство данного жилого дома, судебная коллегия находит правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не влияют на правильность принятых судебных актов.

Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 по делу N А72-20186/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Вернуться к началу обзора практики: Признание самовольной постройкой и снос многоквартирного жилого дома. Судебная практика отказов в иске

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна