Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Решение суда о признании права пользования комнатой на условиях договора социального найма
Решение суда о признании права пользования комнатой на условиях договора социального найма

Дело № 2-404 (2007)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

06 марта 2007 г.
Советский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи
при секретаре
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску И.А., действующей также в интересах несовершеннолетних В.В., П.В. к администрации г. Омска, департаменту недвижимости администрации г. Омска, Государственному предприятию Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

установил:

И.А., действующая также в интересах несовершеннолетних В.В., П.В., обратилась к администрации г. Омска, департаменту недвижимости г. Омска, ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» с иском о признании права пользования комнатами №№ 64, 66 в доме 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске на условиях договора социального найма с 14 ноября 2001 г., указав в обоснование заявленных требований, что как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, стояла в очереди на получение жилого помещения.

На основании распоряжения Главы администрации САО г. Омска от 14 ноября 2001 г. № 830, ордера № 31, выданного МУП «ЖХ САО г. Омска», И А. на семью из трех человек были предоставлены комнаты №№ 64, 66 в доме 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске. Дом № 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске являлся общежитием малосемейного типа.

Решением Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 г. № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность» жилой дом № 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске принят в муниципальную собственность, принадлежит департаменту недвижимости администрации г. Омска на основании регистрационного удостоверения от 03 октября 1997 г. № 374.

В течение 2005 - 2006 гг. И.А. обращалась в администрацию г. Омска, департамент недвижимости администрации г. Омска, ГП Омской области «Омский центр ТиЗ», МУП «ЖХ САО г. Омска» с просьбой заключить договор социального найма, оформить документы на указанное жилое помещение с целью его последующей приватизации. Из письменных ответов органов местного самоуправления г. Омска следовало, что с жилого дома администрацией до сих пор не снят статус общежития, а оформление приватизации указанного жилого помещения возможно после исключения его из специализированного жилищного фонда, с предоставлением соответствующих документов и согласия собственника объекта недвижимости - департамента недвижимости администрации г. Омска. И.А. с отказом не согласна, полагая, что приобрела право пользования комнатой на условиях договора социального найма с момента вселения по следующим основаниям.

Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что к общежитиям, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям либо учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Таким образом, жилые помещения в домах, использовавшихся в качестве общежитий, переданные в ведение органов местного самоуправления, согласно ст. 7 указанного закона не могут быть отнесены к жилым помещениям, предоставленным гражданам после 1 марта 2005 г.

Кроме того, в статье 7 вышеуказанного закона речь идет о домах использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. То есть, законодатель установил, что жилые помещения, указанные в ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», после вступления данного закона в силу утрачивают статус общежития в силу закона. Согласно Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение, как жилье для временного проживания для определенного круга лиц и в отношении них действует особый правовой режим. В силу закона изменены правовые основания пользования такими помещениями в связи с чем, к ним применимы нормы нового Жилищного кодекса Российской Федерации относительно договора социального найма, т.е. в их отношении действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В связи с тем, что И.А. и члены её семьи как нуждающиеся в улучшении жилищных условий получили жилье законно, вселились на основании ордера, после передачи квартиры в муниципальную собственность остались проживать в указанном помещении, оплачивать коммунальные услуги по нормам социального жилья, вопрос о выселении истицы, несовершеннолетних В.В., П.В. из комнат при изменении статуса жилого помещения не ставился, приобрели право пользования данными комнатами, заявлены требования о признании за" И.А., несовершеннолетними В.В., П.В. права пользования комнатами №№ 64, 66 в доме 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске на условиях договора социального найма с 14 ноября 2001 г., взыскании с ответчиков судебных расходов в сумме 3 600 рублей (л.д.2-3).

В судебном заседании И.А., надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения гражданского дела (л.д.71), не присутствовала, обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении заявленных требований с участием представителя (л.д.72).

Представитель И.А. - И.В., действующая на основании доверенности от 07 сентября 2006 г. (л.д.15), заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представители ответчиков - администрации г. Омска, департамента недвижимости администрации г. Омска, ГП Омской области «Омский центр ТиЗ», уведомленные о судебном заседании своевременно и надлежащим образом (л.д.32,30,31), в судебном заседании не присутствовали, возражений по заявленным требованиям не высказали.

Представитель МУП «ЖХ САО г. Омска» - И.Н., действующая на основании доверенности от 10 января 2007 г. № 07-01/07 (л.д.73), в судебном заседании полагала возможным заявленные требования удовлетворить.

Представители третьих лиц - департамента образования администрации г. Омска, Администрации САО г. Омска, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения гражданского дела (л.д.33,29), в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представили, возражений по заявленным требованиям также не высказали.

В соответствии с ч.1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. При участии в деле нескольких ответчиков, рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства возможно в случае неявки в судебное заседание всех ответчиков.

Учитывая, что представитель истицы выразил согласие на рассмотрение гражданского " дела в отсутствие представителей ответчиков (л.д.80 об.), суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в порядке заочного производства.

Заслушав представителей: И.А., третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как подтверждается имеющимися в материалах гражданского дела: распоряжением Главы администрации САО г. Омска от 14 ноября 2001 г. № 830, ордером от 27 ноября 2001 г. № 30 (л.д.7, 64), И.А., как нуждающейся в улучшении жилищных условий, на состав семьи три человека были предоставлены комнаты №№ 64, 66 в доме 55 улице XX Партсъезда в г. Омске.

Согласно копии лицевого счета на указанные комнаты, наниматель И.А., несовершеннолетние В.В., П.В. зарегистрированы в жилом помещении с 07 декабря 2001 г. (л.д.5).

Согласно справкам ГП Омской области «Омский Центр ТиЗ», выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления ФРС по Омской области И.А., несовершеннолетние В.В., П.В. в числе собственников жилых помещений не значатся, правом на приватизацию не пользовались (л.д.49-67).

Из представленных в материалы гражданского дела квитанций усматривается, что И.А. оплачивает коммунальные платежи, несет расходы по содержанию спорного жилого помещения с момента вселения и по настоящее время, задолженности не имеет (л.д. 65-70).

Актом от 28 февраля 2007 г., удостоверенным мастером ООО «МУП ЖКХ «СЕРВИС», подтверждается, что И.А., несовершеннолетние В.В., П.В. постоянно проживают в квартире №№ 64, 66 дома 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске (л.д.58).

На основании решения исполнительного комитета Омского городского Совета депутатов трудящихся от 12 апреля 1960 г. № 8/25, общежитие, расположенное в доме № 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске введено в эксплуатацию и передано на баланс треста №1 (л.д.44-45).

Решением малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 г. № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска» жилой дом № 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске принят в муниципальную собственность (л.д.46-48).

Выпиской из Реестра муниципального имущества г. Омска подтверждается, что до передачи в муниципальную, собственность дом № 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске числился за ПЖРЭУ № 2, располагавшимся в доме № 52 по улице XX Партсъезда в г. Омске (л.д.8).

Справкой ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» подтверждается, что строение, расположенное по адресу: г. Омск, улица XX Партсъезда, дом № 55, принадлежит департаменту недвижимости администрации г. Омска на основании регистрационного удостоверения от 03 октября 1997 г. № 374 (л.д.40).

Распоряжением департамента недвижимости от 29 августа 2000 г. № 1845-р «О реорганизации муниципальных предприятий жилищного хозяйства Советского административного округа г. Омска» (с изменениями от 12 февраля 2007 г. № 648-р) общежитие, расположенное в доме № 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске включено в состав казны г. Омска, находится на балансе МУП «ЖХ САО г. Омска» (л.д.37, 38).

Из ответа Главы администрации САО г. Омска от 14 февраля 2007 г. усматривается, что дом № 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске из специализированного жилого фонда не исключался (л.д.41).

Из ответа ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» от 22 ноября 2006 г. следует, что И.А. отказано в оформлении документов по приватизации занимаемого жилого помещения, рекомендовано предоставить документы о снятии с указанного жилого помещения статуса общежития и согласие на приватизацию собственника жилищного фонда - департамента недвижимости администрации г. Омска (л.д.10).

В силу действовавшей на момент предоставления жилого помещения ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

В связи с введением в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации договор социального найма требует его заключения в письменной форме. Такое же требование предъявлялось в прошлом к форме договора найма жилого помещения. Поскольку для вселения выдавался ордер, нарушение письменной формы договора не влекло неблагоприятных последствий для его сторон. Действиями, свидетельствующими о заключении договора, считались вселение лиц, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке, на основании ордера в предоставленное жилое помещение, фактическое проживание там и оплата коммунальных платежей по нормам социального жилья.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 г. № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», определению Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2000 г. № 220-О «О проверке конституционности ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специализированным целевым назначением, как жилья для временного проживания с особым правовым режимом (невозможностью обмена, раздела, поднайма). Ограничение прав и свобод гражданина путем определения круга объектов допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Следовательно, распространение законодателем на указанные жилые помещения общего правового режима, допускает возможность их приватизации и характеризует их как помещения, предоставленные на условиях договора социального найма. Применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения нового правила, запрещающего приватизацию этих помещений. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет означал бы закрепление неравенства граждан в зависимости от условий их проживания. Это противоречит ч.ч. 1 и. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, где провозглашено равенство граждан перед законом вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств.

На основании ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к общежитиям, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В силу данной статьи закона, на общежития, переданные в ведение органов местного самоуправления, распространяется режим жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. В связи с этим граждане, проживающие в общежитиях, переданных на муниципальный баланс, имеют право на приватизацию как комнат так и квартир в общежитиях. Из указанной статьи следует, что статус общежития такие жилые помещения утрачивают в силу закона с момента передачи в муниципальную собственность и вступления в силу ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно положений статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления), либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Других доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что истица и несовершеннолетние В.В., П.В., как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке были вселены в спорные комнаты, которые на момент распределения и заселения имели статус общежития. После передачи жилого помещения в муниципальную собственность остались проживать в указанной квартире, оплачивать коммунальные платежи по нормам социального жилья, вопрос о выселении И.А., В.В., П.В. из комнат при изменении статуса жилого помещения не ставился.

На основании ст. ст. 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» И.А., В.В., П.В. приобрели право пользования комнатами №№ 64, 66 в доме 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске на условиях договора социального найма с 14 ноября 2001 г.

Решение суда о признании за истцами права на указанное жилое помещение с 14 ноября 2001 г. на условиях договора социального найма является основанием для заключения с И.А., несовершеннолетними В.В., П.В. соответствующего договора.

В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В данном случае право пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма И.А., несовершеннолетние В.В., П.В. приобрели с 14 ноября 2001 г., до 01 марта 2005 г. и, следовательно, имеют право на приватизацию указанной квартиры.

Удовлетворяя требования о признании за истцами права пользования жилым помещением на условиях социального найма, суд отмечает, что ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» надлежащим ответчиком по делу не является.

В соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 23 марта 2005 г. № 35-рп «О создании государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и реорганизации государственных предприятий Омской области», предметом деятельности ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» является осуществление технической инвентаризации объектов недвижимости; осуществление комплекса работ по проведению землеустройства, в том числе территориального; формирование и ведение единой учетно-технической информационной базы по объектам недвижимости (л.д.84).

Из Договора поручения от 17 мая 2005 г. № 3-ПР, дополнительного соглашения к указанному договору от 05 февраля 2007 г. № Ю-008/7 (л.д.74-77) усматривается, что ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» представляет интересы муниципального образования г. Омск в лице департамента недвижимости администрации г. Омска по вопросам приватизации жилищного фонда в г. Омске.

При этом ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» принимает у граждан заявления на приватизацию с соответствующим комплектом документов (п.2.4.1. договора), проводит правовую экспертизу документов по приватизации (п. 2.4.3), оформляет и подписывает договоры безвозмездной передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, акты приема-передачи и подает заявления на регистрацию сделок и перехода права собственности (п. 2.4.4 договора).

Предоставление гражданам в пользование жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, по договору социального найма, заключение указанных договоров в компетенцию ГП Омской области «Омский центр ТиЗ» не входит. При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований, заявленных к ГП Омской области «Омский центр ТиЗ».

И.А. заявлены требования о возмещении расходов по оплате услуг представителя в сумме 3 500 рублей, в подтверждение которых суду представлены договор об оказании юридических услуг от 22 августа 2006 г., товарно-кассовый чек, квитанция (л.д.59-62). Учитывая, что согласно п. 2.1 договора затраты истицы на подготовку искового заявления, оплату услуг представителя в суде составляют 2 500 рублей, суд в соответствии с положениями ст. 94 ГПК РФ признает указанные расходы издержками, связанными с рассмотрением дела, подлежащими возмещению за счет ответчиков.

При подаче в суд данного искового заявления И.А. оплачена государственная пошлина в размере 100 рублей (л.д.4).

В соответствии с п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы. При таких обстоятельствах, с каждого из ответчиков следует взыскать в пользу И. А., по 1 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 233 - 237 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за И.А., несовершеннолетним В.В., 14 апреля 1992 года рождения, несовершеннолетним П. В., 18 августа 1993 года рождения, право пользования комнатами №№ 64, 66 в доме 55 по улице XX Партсъезда в г. Омске на условиях договора социального найма с 14 ноября 2001 г.
Взыскать с администрации г. Омска, департамента недвижимости администрации г. Омска в пользу И.А. по 1 300 рублей судебных расходов.
В удовлетворении требований, заявленных к Государственному предприятию Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска.
Сторона, не присутствовавшая в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене в течение 7-ми дней со дня вручения копии заочного решения.

Рекомендуем на данную тему обобщение судебной практики Приватизация жилых помещений. Судебная практика, решения судов

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна