Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Определение Свердловского областного суда от 28 ноября 2006 года по делу № 33-7879/2006
Определение Свердловского областного суда от 28 ноября 2006 года по делу № 33-7879/2006

За невыполнение требований о производстве удержаний алиментов из доходов должника виновное должностное лицо несет ответственность в виде штрафа

Поскольку В. - начальником Управления ..., не были выполнены требования судебного пристава-исполнителя о производстве удержаний алиментов из доходов должника на основании исполнительного листа, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для возложения на должностное лицо, виновное в неисполнении законных требований, ответственности.

См. статью "Обязанность администрации организации удерживать алименты (статьи 109, 110 СК РФ)" в обзоре "Взыскание алиментов на ребенка, супруга, родителей. Судебная практика"


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 ноября 2006 г. Дело N 33-7879/2006

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шварева В.И.,
судей Константиновой О.В.,
Панкратовой Н.А.

рассмотрела в судебном заседании 28 ноября 2006 года гражданское дело по жалобе начальника Государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Богдановиче Свердловской области" В. на постановление судебного пристава-исполнителя от 1 августа 2006 года о наложении на него штрафа в сумме 400 рублей по кассационной жалобе судебного пристава-исполнителя С. на решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 28 сентября 2006 года, которым постановлено:
жалобу начальника ГУ "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богдановиче Свердловской области" В. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя С. от 1 августа 2006 года о наложении на В. штрафа в сумме 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., объяснения судебного пристава-исполнителя С., представителя Богдановичского отдела ГУ ФССП по Свердловской области Федченкова В.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, В. и его представителя Жернаковой Е.А., возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

В. обратился в суд с жалобой, в которой просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Богдановичского отдела ГУ Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области С. от 1 августа 2006 года о наложении на него штрафа в сумме 400 руб., предусмотренного п. 1 ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве", за невыполнение им как должностным лицом законных требований судебного пристава-исполнителя.

В обоснование жалобы указал, что 27 июня 2006 года он не выполнил требования судебного пристава-исполнителя о производстве удержаний алиментов по исполнительному листу от 30 октября 1997 года N 2-920, выданному Богдановичским городским судом, о взыскании алиментов с Н. со всех видов его заработка. Требование судебного пристава-исполнителя не было выполнено в связи с тем, что единственным доходом Н. на тот момент являлась ежемесячная денежная выплата. Пенсия Н. на тот момент еще не была назначена. В. полагал, что удержание алиментов с сумм полученных ежемесячных денежных выплат противоречит ст. 82 Семейного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации N 841 от 18 июля 1996 года, поскольку в данном Постановлении ежемесячная денежная выплата не предусмотрена в качестве дохода, из которого удерживаются алименты, изменений в Постановление не вносилось, разъяснений никаких по этому поводу не было. Указанная ежемесячная денежная выплата не является доплатой к пенсии или компенсационной выплатой, а имеет самостоятельный характер и особую правовую природу, так как была введена в целях компенсации гражданам предоставляемых до 1 января 2005 года льгот в натуральной форме.

Кроме того, он является руководителем структурного подразделения Пенсионного фонда России и в данном случае выполнял требования вышестоящей организации, запретившей производить удержания алиментов из сумм ежемесячной денежной выплаты без прямого указания об этом в исполнительном документе. Данный вопрос решался между руководителями вышестоящих организаций сторон, но к единому мнению они до сих пор не пришли.

Считая свои действия законными, просил удовлетворить его жалобу.

Старший судебный пристав Богдановичского отдела ГУ Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Федченков В.Н. с доводами жалобы не согласился, пояснив, что судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство в отношении должника - Н. - о взыскании в пользу Б. алиментов на содержание детей в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно. Было установлено, что с 1 июня 2006 года Н. получает ежемесячную денежную выплату как инвалид, данная выплата является единственным доходом должника. В связи с этим исполнительный лист был направлен в ПФР для производства удержаний из дохода должника. В нарушение требований закона начальник ГУ Управление ПФР в г. Богдановиче В. не исполнил требование судебного пристава-исполнителя, в связи с чем обоснованно был подвергнут штрафу на основании п. 1 ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Ежемесячная денежная выплата не указана в Постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 как доход, из которого удержание алиментов не производится, в связи с чем алименты должны удерживаться. Просил в удовлетворении жалобы отказать.

Должник по исполнительному производству - Н. - и взыскатель Б., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель С. просит решение отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Согласно п. 1 ст. 87 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем Богдановичского отдела ГУ ФССП по Свердловской области было возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу о взыскании с Н. в пользу Б. алиментов на содержание двоих детей в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно. 21 июня 2006 года в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богдановиче было направлено требование о производстве удержаний из дохода должника.

Указанный исполнительный лист был возвращен судебному приставу-исполнителю без исполнения в связи с тем, что Н. является инвалидом 2 группы, в ГУ УПФР получает только ежемесячную денежную выплату, другого дохода не имеет.

1 августа 2006 года судебным приставом-исполнителем Богдановичского отдела ГУ ФССП по Свердловской области С. было вынесено постановление о наложении на начальника ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богдановиче В. штрафа в размере 400 руб. за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Удовлетворяя требования заявителя В. о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления о наложении штрафа, суд исходил из того, что ежемесячная денежная выплата инвалидам не является доплатой или компенсационной выплатой к пенсии, имеет самостоятельный характер и особую правовую природу, поскольку введена в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации..." в целях компенсации гражданам предоставляемых до 1 января 2005 года льгот в натуральной форме, из стоимости которых удержание алиментов не производилось в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841. В связи с чем суд пришел к выводу, что требования судебного пристава-исполнителя об удержании алиментов с сумм ежемесячных денежных выплат и, соответственно, обжалуемое постановление о наложении штрафа за неисполнение указанных требований незаконны.

Между тем с такими выводами согласиться нельзя.

Согласно ст. 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

Согласно подпункту "а" пункта 2 Перечня удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов пенсий и компенсационных выплат к ним, с ежемесячных доплат к пенсиям, за исключением надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером, а также компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу на период осуществления ухода за пенсионером.

В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2005 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

Согласно п. 25, 28 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294 (в редакции от 8 сентября 2006 года) "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2004 года, N 6216, для начисления ежемесячной денежной выплаты территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации открывается лицевой счет на каждого получателя этой выплаты.

Пенсионеру, состоящему на учете в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, открытие дополнительного лицевого счета не требуется, начисление ежемесячной денежной выплаты производится в соответствующем разделе лицевого счета этого пенсионера.

Приостановление, продление и возобновление ежемесячной денежной выплаты производятся в порядке, определенном для трудовой пенсии в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и с учетом Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 15п и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2004 года N 18, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 марта 2004 года, N 5621.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что по своему характеру ежемесячная денежная выплата инвалидам является компенсационной выплатой к пенсии, ее индексация, выплата, приостановление, продление и возобновление производятся пенсионными органами в порядке, определенном для трудовой пенсии.

Таким образом, основываясь на содержании подпункта "а" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, включающего в себя компенсационные выплаты к пенсиям и не содержащего в качестве исключения из этого вида выплат ежемесячной денежной выплаты инвалидам, а также основываясь на том, что ежемесячная денежная выплата инвалидам носит постоянный характер, судебная коллегия приходит к выводу о том, что алименты с сумм указанных ежемесячных денежных выплат подлежат удержанию.

Более того, отказ в удержании алиментов на содержание несовершеннолетних детей с сумм, являющихся одним из видов постоянного дохода их родителя, обязанного в силу закона содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации) приведет к нарушению имущественных прав ребенка, защиту которого гарантировало государство в ст. 38 Конституции Российской Федерации.

Политика государства, направленная в защиту интересов детей, полностью соответствует требованиям международного права, в том числе статье 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года, которая закрепляет право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического и социального развития, и требует от государств принятия всех необходимых мер для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими за него финансовую ответственность.

Поскольку В. - начальником Управления ПФР в г. Богдановиче Свердловской области, который в силу п. 8 "Положения о государственном учреждении "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богдановиче Свердловской области" является распорядителем средств и несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Управление, не были выполнены требования судебного пристава-исполнителя о производстве удержаний алиментов из доходов должника на основании исполнительного листа в соответствии со ст. 109 Семейного кодекса Российской Федерации, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для возложения на должностное лицо, виновное в неисполнении законных требований, ответственности в порядке ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Ссылка заявителя в обоснование своих действий по отказу в осуществлении удержаний по исполнительному листу с сумм ежемесячных денежных выплат инвалидам на выполнение им рекомендаций, данных в письме Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 6 апреля 2006 года, не может служить доказательством отсутствия вины в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя.

Порядок наложения судебным приставом-исполнителем штрафа соблюден. Размер штрафа, наложенного на В. - 4 минимальных размера оплаты труда - является разумным, учитывающим его должностное положение и характер допущенного нарушения.

Поскольку обстоятельства дела судом установлены правильно и полно, однако неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым в удовлетворении жалобы В. на действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о наложении штрафа отказать.

Руководствуясь абз. 4 ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 28 сентября 2006 года отменить.
Вынести новое решение: в удовлетворении жалобы В. на действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления от 1 августа 2006 года о наложении штрафа в сумме 400 рублей отказать.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна