Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Решение суда по делу об оспаривании формирования границ земельного участка МКД "по фундаменту" здания
Решение суда по делу об оспаривании формирования границ земельного участка МКД "по фундаменту" здания

Рекомендуем статью "История одной борьбы за земельный участок"


29 декабря 2008 года

Дело № 2-3580 (08г.)

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего Иванова В.М., при секретаре Мирошниченко Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Барта Александра Яковлевича об оспаривании распоряжения МЭРа г. Омска от 16.02.2004 года № 265-р,

УСТАНОВИЛ:

Барт А.Я. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения МЭРа г. Омска от 16.02.2004 года № 265-р (л.д.3-5), указывая, что в ноябре 2008 года на основании того, что является собственником жилого помещения в доме № 29 по ул. пр-т Маркса в г. Омске, он обратился к председателю ТСЖ "Дом со шпилем" с заявлением о предоставлении информации о наличии или отсутствии прав собственников жилых помещений на земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом. Председатель ТСЖ Степанова Н.П. ознакомила его с выпиской из государственного земельного кадастра от 19.01.2006 года № 36/06 - 530. Согласно данной выписке (плану границ земельного участка) границы земельного участка, на котором расположен дом по адресу: г. Омск, ул. пр-т Маркса, 29, проходят фактически "по фундаменту" здания, площадь земельного участка равна 2127 кв.м. Границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 07:0056 сформированы распоряжением Мэра г. Омска от 16.02.2004 года № 265-р. Между тем, утверждение проекта территориального землеустройства по формированию указанного земельного участка площадью 2127 кв.м., по его мнению, не основано на законе. Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ, действующей с 01.03.2005 года, "собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе... земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности". Границы же земельного участка, на котором расположен дом 29 по пр-ту Маркса в г. Омске, по его мнению, определены без учёта земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, что повлекло нарушение его прав, в частности, как собственник жилого помещения в доме он лишён мест отдыха и прогулки для детей (детской площадки), то есть более благоприятных условий проживания в жилом доме. Кроме того, оспариваемым распоряжением нарушено его право стать собственником доли в праве на земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Согласно решению исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся № 39/1351 от 15.11.1949 года, заводу МАП СССР под капитальное многоэтажное жилищное строительство 1950-1953 г.г. отводились земельные участки в Куйбышевском районе г. Омска, в том числе квартал № 651. Согласно техническому паспорту (экспликации земельного участка) жилого дома по адресу: г. Омск, ул. пр-т Маркса, дом № 29, площадь земельного участка по фактическому использованию составляет 5245 кв.м., из них 1878,3 кв.м. - под основными строениями, 3366,7 кв.м. - под прочими постройками и сооружениями. Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Однако, при фактическом использовании собственниками дома 5245 кв. метров, площадь земельного участка оспариваемым постановлением уменьшена до 2127 кв.м. Согласно п. З Положения "Об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 года № 1223 "размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки городов и других поселений, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. Границы земельных участков в кондоминиумах устанавливаются по красным линиям, границам, смежных земельных участков (при их наличии) и проездов, естественным границам, границам отвода магистральных инженерно - транспортных коммуникаций, если градостроительными требованиями не установлено иное". Требования указанных норм права при утверждении проекта землеустройства не учтено. Согласно части 4 статьи 69 Земельного кодекса (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения), "при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ". Пунктом 7 вышеуказанного Положения определено, что, "для определения размеров и установления границ земельных участков проводятся следующие работы: определение нормативных размеров и установление границ земельных участков, передаваемых домовладельцам бесплатно; разрешение споров, возникающих при установлении границ земельных участков, сервитутов и ограничений по использованию земельных участков. Указанные работы выполняются органом, уполномоченным органами местного самоуправления. Уполномоченный орган принимает свои решения на открытых заседаниях с участием домовладельцев конкретного кондоминиума, а также собственников, владельцев, пользователей и арендаторов смежных земельных участков и владельцев, расположенных на них зданий, строений и сооружений, которым по их требованию выдаются копии принятых решений". Пункт 9 Положения определяет, что "согласованные с заинтересованными органами, домовладельцами или товариществом собственников жилья конкретного кондоминиума, собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами смежных земельных участков и владельцами расположенных на них зданий, строений и сооружений предложения уполномоченного органа о размерах и границах земельного участка, передаваемого в собственность (бесплатно или за плату) или аренду, а также об установлении сервитутов и ограничений по его использованию оформляются протоколом согласования. По итогам заседания уполномоченный орган в установленном порядке оформляет окончательный план границ всего земельного участка, входящего в состав кондоминиума, и подготавливает проекты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о передаче этого участка в собственность (бесплатно или за плату) или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы смежных земельных участков и владельцы расположенных на них зданий, строений и сооружений, которые не согласны с предложениями уполномоченного органа о размерах и границах земельного участка, могут обжаловать их в орган местного самоуправления". Однако, в нарушение данной нормы, я, как и другие собственники жилых помещений в указанном доме не уведомлялся о проведении каких-либо заседаний уполномоченных органов, не был ознакомлен с протоколами согласования, планом границ земельного участка, входящего в состав кондоминиума. Таким образом, в нарушение действующего законодательства, оспариваемое распоряжение Мэра принято без учёта мнений и волеизъявления домовладельцев жилого дома. Нормативные размеры земельного участка определены без учета "Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах", утвержденных Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.08.1998 года № 59. Просит суд признать недействительным и отменить распоряжением Мэра г. Омска от 16.02.2004 года № 265-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по пр. Маркса в Центральном административном округе"; признать незаконными действия по постановке земельного участка, местоположение которого установлено относительно жилого дома с почтовым адресом: пр-т К. Маркса, 29, в Центральном административном округе.

Определением суда от 15.12.2008 года (л.д.37) судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ТСЖ "Дом со шпилем".

Заявитель Барт А.Я. участия в судебных заседаниях не принимал. О слушании дела извещён надлежащим образом (л.д.31; л.д.149). Согласно представленным в суд заявлениям (л.д.31; л.д.115) просил суд рассмотреть гражданское дело в его отсутствие с участием его представителя.

Представитель заявителя Барта А.Я. - Отрохова О.Б., выступающая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 18.11.2008 года (л.д.26) и представитель заинтересованного лица ТСЖ "Дом со шпилем" в лице председателя Правления Степановой Н.П. (л.д.114) заявление Барта А.Я. об оспаривании распоряжения МЭРа г. Омска от 16.02.2004 года № 265-р поддержали.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - консультант юридического отдела Бусс С.А., выступающая по доверенности за № 02/11348 от 07.07.2008 года (л.д.113), Допрошенная судом в судебном заседании 15.12.2008 года, дала суду пояснения, аналогичные пояснениям, изложенным в письменном отзыве Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на заявление Барта А.Я. (л.д.40-41).

В последнем судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - консультант юридического отдела Бусс С.А. участия не принимала. О слушании дела извещена надлежащим образом (л.д.152). В заявлении, представленном в суд (л.д.40-41), просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.

Заинтересованные лица: Администрация города Омска, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (территориальный отдел № 1), надлежащим образом извещённые о времени и месте судебных заседаний (л.д.32; л.д.34; л.д.150-151), в суд ни на одно судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит необходимым в удовлетворении заявления Барта А.Я. об оспаривании распоряжения МЭРа г. Омска от 16.02.2004 года № 265-р отказать по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как видно из ст. 255 ГПК РФ, к решениям органа местного самоуправления относятся решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону и иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Как видно из п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 года № 396, определение границ объекта землеустройства на местности проводится при согласовании с заинтересованными лицами с обеспечением учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием.

В соответствии с п. 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003 года, лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), извещаются о времени и месте проведения межевания.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № 01/230/2008-0828 от 22.12.2008 года (л.д.119) землевладельцами, землепользователями земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 07:0056 площадью 2127 кв.м. являются следующие юридические лица: ООО "ФИРМА "ВИКО-МОДА", Омский Акционерный коммерческий ипотечный банк "ОМСК-БАНК". Иные заявленные в судебном порядке права требования не зарегистрированы.

Судом в судебных заседаниях было установлено, что заявителем Бартом А.Я. обжалуется распоряжение МЭРа г. Омска от 16.02.2004 года № 265-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по пр-т К. Маркса в Центральном административном округе" (л.д.12), которым в 2004 году утверждён проект территориального землеустройства по формированию земельного участка площадью 2127 кв.м, относящегося к категории земель поселений, для общественно-деловых целей, жилищных нужд под здание; местоположение земельного участка установлено относительно жилого дома с почтовым адресом: пр-т К. Маркса, 29, в Центральном административном округе.

Согласно сообщению Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (территориальный отдел № 1) за № 07-06/5582 от 29.12.2008 года (л.д.121) земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 07:56 сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости в соответствии с распоряжением МЭРа г. Омска от 16.02.2004 г. № 265-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по пр. К. Маркса в ЦАО".

Рассмотрев настоящее гражданское дело, суд отмечает, что довод заявителя Барта А.Я. о том, что действием заинтересованных лиц были нарушены права жильцов многоквартирного дома, в том числе и его права, ввиду того, что при проведении землеустроительных работ в 2004 году не учтено его (их) мнение, судом отвергается как несостоятельный, поскольку в силу ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В данном же случае, во время проведения работ по межеванию в 2004 году жители дома № 29 по ул. К. Маркса в г. Омске, в том числе и заявитель Барт А.Я., каких-либо вещных прав на спорный земельный участок не имели, а, следовательно, обязанности согласования с ними землеустроительной документации у заинтересованных лиц с ним (ними) не возникло.

Кроме того, судом было установлено, что распоряжением первого заместителя директора департамента имущественных отношений от 11.03.2008 года № 1997-р "Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка по проспекту К.Маркса, дом 29, в Центральном административном округе города Омска" (л.д.43) был утвержден проект границ по образованию земельного участка площадью 4181 кв.м. для жилищных нужд и общественно деловых под строения, местоположение земельного участка установлено относительно 5-этажногожилого дома с почтовым адресом: проспект К. Маркса, дом № 29, в Центральном административном округе города Омска.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Иных доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено.

Рассмотрев настоящее гражданское дело, суд отмечает, что обращаясь с заявлением об оспаривании распоряжения МЭРа г. Омска от 16.02.2004 года № 265-р в суд, заявитель Барт А.Я. должен был представить суду доказательства того, что принятием спорного ненормативного акта были нарушены его права и законные интересы.

В связи с тем обстоятельством, что в связи с тем, что во время проведения работ по межеванию в 2004 году жители дома № 29 по ул. К. Маркса в г. Омске, в том числе и заявитель Барт А.Я., каких-либо вещных прав на спорный земельный участок не имели, а, следовательно, обязанности согласования с ними землеустроительной документации у заинтересованных лиц с ним (ними) не возникло, и в связи с тем, что заявителем Бартом А.Я. суду не были представлены доказательства того, что принятием спорного ненормативного акта были нарушены его права и законные интересы, суд находит необходимым в удовлетворении заявления Барта А.Я. отказать.

Руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194-199, 245-249, 254-257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Барта Александра Яковлевича об оспаривании распоряжения МЭРа г. Омска от 16.02.2004 года № 265-р отказать.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Омский областной суд с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.


См. другие документы по данному делу:

  • Заявление о о признании недействительным и отмене распоряжения Мэра г. Омска от 16.02.2004г. № 265-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по пр. Маркса в Центральном административном округе", согласно которому границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом проходят фактически "по фундаменту" здания; признании незаконными действий по постановке земельного участка на кадастровый учет;
  • Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29.12.2008 года об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения МЭРа г. Омска от 16.02.2004 года;
  • Кассационная жалоба на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29.12.2008 года об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным и отмене распоряжения Мэра г. Омска от 16.02.2004г., признании незаконными действий по постановке земельного участка на кадастровый учет;
  • Кассационное определение Омского областного суда от 25.02.2009 года, которым постановлено: решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 декабря 2008 года отменить, принять новое решение об удовлетворении требований заявителя; Распоряжение Мэра города Омска от 16.02.2004 года № 265-р признать недействующим.
Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна