ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ НА САЙТЕ

Получить бесплатную юридическую консультацию вы можете у наших коллег в регионе вашего проживания, заполнив поле всплывающего окна в правом нижнем углу экрана, либо перейдя по ссылке. Также можно позвонить по телефону:

РУБРИКИ:

Автострахование

Административное право

Гражданское право, ГК РФ

Жилищные споры

Участие в долевом строительстве

Защита прав потребителей

Земельные споры

Семейные споры

Трудовые споры, пенсии

 
 
 
 

Об отсутствии оснований для предоставления жилого помещения сотруднику органа внутренних дел (полиции) на условиях договора социального найма

Судебная практика: основания предоставления сотруднику органов внутренних дел жилого помещения по договору социального найма в связи в вступлением в силу закона "О полиции"

В иске о предоставлении жилья сотрудникам полиции отказано. Суд указал, что с учетом изменения правового регулирования с 1 марта 2011 года на органе местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел или полиции на условиях договора социального найма. К спорным отношениям применимы положения закона «О полиции». Однако принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ:

Ермаков А.В., Димитриев М.В., Санников В.А., Дергач П.А., Блохин О.А., Тарасов В.М., Ким В.А., Плотников Е.С. обратились в суд с исками к Администрации г. Томска о предоставлении жилых помещений на условиях договора социального найма. В обоснование заявленных требований указали, что являются сотрудниками Управления внутренних дел по Томской области, в установленном порядке признаны нуждающимися в жилых помещениях и поставлены на учет в соответствии с требованиями Закона РФ «О милиции» к определенной категории. Считают, что на основании ст. 30 Закона РФ «О милиции» им и членам их семей должны быть предоставлены жилые помещения в виде отдельных квартир по нормам предоставления не менее 17 кв. м. на одного проживающего человека либо на семью общей площадью не менее 11 кв. м. на одного человека.

В удовлетворении требований суд первой инстанции отказал.

Суд второй инстанции оставил решение суда без изменения, указав следующее.

Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что к спорным отношениям применяются положения Федерального закона «О полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011 и с учетом правового регулирования с 01.03.2011 на органе местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел или полиции на условиях договора социального найма.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В п. 10 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в ч.3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Согласно ч.1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» №1026-1 от 18.04.1991 сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Однако ст. 55 федерального закона «о полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ с 1 марта 2011 года Закон «О милиции» признан утратившим силу.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Согласно ст. 56 Федерального закона «О полиции» действие положений ст.ст.29, 43-46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.

Таким образом, с учетом изменения правового регулирования с 1 марта 2011 года на органе местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел или полиции на условиях договора социального найма. К спорным отношениям применимы положения Федерального закона «О полиции».

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что при рассмотрении данного дела суд применил закон, подлежащий применению, а доводы кассационных жалоб об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.

Оспаривая постановленное решение, истец Санников В.А. ссылается на то, что он с 1987 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании ст.30 Закона РФ «О милиции» имеет право на получение жилого помещения в первоочередном порядке.

Указанное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Санников В.А. решением исполнительного комитета Октябрьского Совета народных депутатов г. Томска от 26.11.1987 поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в льготный список, как /__/. В 1996 году на основании решения жилищной депутатской комиссии переведен в льготный список, как, имеющий ребенка-инвалида, из которого 06.09.2006 исключен в связи с утратой льготы и оставлен на учете в общем списке.

Согласно представленной в материалы дела справке УВД по Томской области, Санников В.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Центральной жилищно-бытовой комиссии УВД по Томской области с 06.09.1991 (том л.д.72).

По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Согласно ч.2 ст.6 федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Исполнение обязанности по обеспечению Санникова В.А. жилым помещением не поставлено в зависимость от истечения определенного срока, преимущественным правом по отношению к другим первоочередникам и внеочередникам, принятым на учет и включенным в соответствующие списки ранее, он не обладает, а потому Администрация г.Томска не обязана предоставить истцу жилое помещение без учета прав других лиц, позднее которых он поставлен на учет, т.е. фактически минуя очередность.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для понуждения Администрации г.Томска к предоставлении истцам жилых помещений по договору социального найма (Кассационное определение Томского областного суда от 12 июля 2011 года по делу № 33-2112/2011; извлечение)
     ...

Участковый уполномоченный обратился в суд с требованием о предоставлении ему квартиры на условиях договора социального найма, указывая что на основании решения суда мэрия обязана предоставить ему жилое помещение. В иске отказано в силу того, что из решения суда не следует, что мэрия обязана была предоставить сотруднику милиции жилое помещение именно по договору социального найма. В связи с чем предоставление квартиры по договору найма служебного жилого помещения не противоречит закону. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия граждан на учет, а из материалов дела следует, что истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по общей очереди учетный номер 6556.

Т. обратился в суд с иском к мэрии о признании постановления «О предоставлении служебного жилого помещения» от 14 июля 2011 года незаконным, мотивируя тем, что ему, как участковому УВД должны были предоставить жилое помещение по договору социального найма, просил обязать ответчика заключить с ним договор социального найма.

В судебном заседании истец Т., уточнив требования, просил обязать ответчика расторгнуть с ним договор служебного найма жилого помещения и одновременно заключить договор социального найма по предоставлению жилого помещения.

Судебная коллегия областного суда установила следующее.

Решением Череповецкого городского суда от 08 ноября 2010 года мэрия г. Череповца обязана предоставить Т. жилое помещение в виде отдельной квартиры на состав семьи 3 человека по установленным законодательством нормам на основании ст.30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 «О милиции».

На основании постановления мэрии г. Череповца №... от 14 июля 2011 года и типового договора найма служебного жилого помещения Т. предоставлено на время трудовых отношений в Управлении внутренних дел по городу Череповцу служебное жилое помещение – двухкомнатная квартира.

Постановлением мэрии г. Череповца от 14 июля 2011 года указанная квартира включена в специализированный жилищный фонд в качестве служебного жилого помещения.

Судом принято решение об отказе в иске.

Судебная коллегия, не нашла оснований для отмены или изменения решения суда, при этом указала следующее.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещения специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, которые на основании ст. 93 Кодекса предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, в связи с прохождением службы.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3 – ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Из материалов дела усматривается, что решением Череповецкого городского суда от в соответствие со ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 «О милиции» на мэрию возложена обязанность предоставить Т., как участковому уполномоченному УВД, благоустроенное жилое помещение на состав семьи 3 человека в виде отдельной квартиры по установленным законодательством нормам.

Постановлением заместителя мэра города Череповца К. от 14 июля 2011 года жилое помещение – двухкомнатная квартира – отнесено в состав служебных жилых помещений.

Согласно постановлению заместителя мэра города Череповца К. от 14 июля 2011 года №... и типовому договору найма служебного жилого помещения от 16 августа 2011 года Т. предоставлена находящаяся в муниципальной собственности двухкомнатная квартира в связи с трудовыми отношениями в управлении внутренних дел по городу Череповцу.

Нельзя согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что, предоставив Т. жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения, мэрия города Череповца нарушила действующее законодательство. Статья 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» не предусматривала ограничения в праве предоставления участковым инспекторам милиции жилых помещений, как по договору социального найма, так и по договору найма служебного жилого помещения.

Из решения Череповецкого городского суда не следует, что мэрия обязана была предоставить сотруднику милиции жилое помещение по договору социального найма жилого помещения. В связи с чем предоставление Т. квартиры по договору найма служебного жилого помещения не противоречит нормам указанного Закона и действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия граждан на учет.

Из материалов дела следует, что Т. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по общей очереди учетный номер 6556.

Поскольку очередь истца на предоставление ему на состав семьи жилого помещения не наступила, оснований для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма и, следовательно, заключения с ним договора социального найма по предоставлению квартиры не имеется. (извлечение из кассационного определения Вологодского областного суда от 30 ноября 2011 года № 33-5396/2011)


Вернуться к обобщению: Обеспечение МВД жильем сотрудников органов внутренних дел (полиции). Законодательство и судебная практика


Copyright © Logos-pravo.ru
При копировании гиперактивная ссылка "Logos-pravo.ru" обязательна.
 
Новое на сайте
 

Развод, раздел имущества супругов, дети, алименты

Уровень шума в квартире

Размер алиментов

Жалоба по КоАП РФ

Расселение аварийного дома

Иски в суд, ходатайства

       
Расчет госпошлины     |     Реквизиты для уплаты госпошлины в суд
     Студия «Граф» - создание сайтов