Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • Об отсутствии обязанности органа местного самоуправления обеспечивать сотрудника органа внутренних дел (полиции) жилым помещением в связи с утратой силы закона РФ "О милиции"
Об отсутствии обязанности органа местного самоуправления обеспечивать сотрудника органа внутренних дел (полиции) жилым помещением в связи с утратой силы закона РФ "О милиции"

По состоянию законодательства на январь 2012 года

У органа местного самоуправления отсутствует обязанность обеспечивать жилыми помещениями сотрудников внутренних дел 

Примеры из судебной практики

Пример 1. Орган местного самоуправления не обязан обеспечивать сотрудника полиции жилым помещением

Принимая решение о возложении на администрацию города обязанности по предоставлению Л-ву отдельной благоустроенной квартиры, суд исходил из положений ст. 30 Закона РФ "О милиции".

При этом суд не принял во внимание, что на момент вынесения решения данный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального Закона "О полиции", с введением которого изменилось правовое регламентирование вопроса обеспечения сотрудника полиции жилым помещением.

Статья 44 названного Закона предусматривает обеспечение сотрудника полиции только служебным жилым помещением за счет федерального бюджета через систему государственных органов, а не органов местного самоуправления.

Таким образом, поскольку в настоящее время отсутствует закрепленная на законодательном уровне обязанность органа местного самоуправления по обеспечению сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями на условиях социального найма, исковые требования о возложении на администрацию города такой обязанности не могли быть удовлетворены (извлечение из определения № 33-4746 от 18.05.2011г. из обзора кассационной и надзорной практики Пермского краевого суда по гражданским делам за первое полугодие 2011 года, утвержденном на заседании президиума Пермского краевого суда 12 августа 2011 года).

Пример 2. В соответствии с законом "О полиции" органы местного самоуправления не несут обязательств по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции

Решением Ленинского районного суда от 3 марта 2011 г. удовлетворен иск участкового уполномоченного милиции Н. к администрации г. Владивостока о предоставлении жилья. Истец проходит службу в органах внутренних дел с сентября 2004 г., с мая 2008 г. состоит в должности участкового уполномоченного отдела милиции № 2 УВД по г. Владивостоку, имеет семью из двух человек, жильем не обеспечен.

Определением суда кассационной инстанции от 27 апреля 2011 г. решение суда отменено и в иске Н. отказано.

Суд первой инстанции руководствовался ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О милиции", согласно которой сотрудниками милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Между тем указанный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 3-ФЗ от 07.07.2010 "О полиции", вступившего в силу 1 марта 2011 г.

Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 указанной статьи).

Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (п. 3 статьи).

В соответствии с п. 1 ст. 47 указанного Федерального закона финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудниками полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, вступивший в силу Федеральный закон "О полиции" полностью исключает обязанность администрации г. Владивостока по предоставлению жилых помещений данной категории граждан (извлечение из обзора судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в кассационном и надзорном порядке в 1 полугодии 2011 года).

Пример 3. Закон "О полиции" полностью исключает обязанность администрации города по предоставлению жилого помещения сотруднику полиции, независимо от того, когда истец приобрел право на предоставление жилья и когда он обратился в суд за защитой своего права

Сотрудник полиции (участковый уполномоченный) обратился в суд с требованием о предоставлении жилого помещения.

В удовлетворении иска судом отказано.

Оставляя без изменения решение суда, судебная коллегия указала следующее.

Касымов И.П. – оглы обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что с 17.10.2009 года по настоящее время работает в УВД по г. Владивостоку в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции ОМ № 2. Жилой площадью истец не обеспечен, зарегистрирован и проживает с семьей в квартире общей площадью 17 кв.м. Указанная квартира принадлежит родственникам истца. Истец просит обязать администрацию г. Владивостока предоставить ему на состав семьи благоустроенную квартиру общей площадью не менее 45 кв.м.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения на основании положений Закона РФ "О милиции", суд правильно исходил из того, что названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 года "О полиции", вступившим в силу с 01.03.2011 года.

Согласно п. п. 1-3 ст. 44 ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

В соответствии со ст. 47 ФЗ "О полиции" финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, Федеральный закон "О полиции" полностью исключает обязанность администрации г. Владивостока по предоставлению жилого помещения данной категории граждан, независимо от того, когда истец приобрел право на предоставление жилья и когда он обратился в суд за защитой своего права.

При таких обстоятельствах, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований является правомерным (определение Приморского краевого суда от 08 сентября 2011 года по делу № 33-8660, извлечение).

Пример 4. В иске к администрации города о предоставлении жилья участковому отказано, т.к. законом "О полиции" право на первоочередное предоставление жилого помещения сотрудниками полиции или участковым уполномоченным полиции не предусмотрено. Участковые уполномоченные полиции имеют право лишь на получение служебного жилого помещения

Салмин М.В. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения, указав в заявлении, что проходит службу в органах внутренних дел РФ.

Ссылаясь на Закон РФ "О полиции", Салмин М.В. просил суд обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ему жилое помещение на состав семьи три человека в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья.

В иске отказано. Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала следующее.

Как видно из материалов дела, истец принят на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи из трех человек.

В обосновании исковых требований о предоставлении жилого помещения истец указал, что он является участковым уполномоченным полиции, в связи с чем имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения на указанную должность.

Статьей 30 Закона Российской Федерации "О милиции" была предусмотрена обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления предоставить в первоочередном порядке жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Однако с 01.03.2011 года Закон РФ "О милиции" утратил силу и установлено новое правовое регулирование вопроса по обеспечению сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).

Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).

Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (пункт 3).

Принимая во внимание, что Федеральным законом "О полиции" право на первоочередное предоставление жилого помещения сотрудниками полиции или участковым уполномоченным полиции не предусмотрено, и учитывая, что в обосновании своих требований истец ссылается на занимаемую им должность участкового уполномоченного полиции, а в соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального закона "О полиции" участковые уполномоченные полиции имеют право лишь на получение служебного жилого помещения, суд пришёл к правильному выводу о том, что заявленные истцом требования о возложении обязанности на мэрию городского округа Тольятти предоставить ему жилое помещение удовлетворению не подлежат.

Кроме того, из материалов дела видно, что занимаемая истцом должность финансируется за счёт средств областного бюджета (извлечение из определения Самарского областного суда от 15 ноября 2011 года по делу № 33-11739/2011).

Рекомендуем:


Вернуться к началу обзора: "Обеспечение МВД жильем сотрудников органов внутренних дел (полиции). Законы и судебная практика"

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна