Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • О порядке признания жилья непригодным для проживания и предоставлении иного жилья
О порядке признания жилья непригодным для проживания и предоставлении иного жилья

Здравствуйте. помогите, пожалуста нам вот в какой запутанной истории разобраться. Мой дед, ветеран-участник ВОВ, пользуется льготами ст 17 ФЗ о ветеранах, живет в частном доме в деревне, дом экспертом признан аврийным, сельская администрация на этом основании поставила дедушку на очередь и его учетное дело направило в Управление труда и соц развития для выделения субсидии на жилье, пришел отказ в такой выплате, т к ветераны по ст 17 обеспечиваются жильем только в случае выселения из служебного памещения, а у него дом свой. пробовали попасть в программу ветхого жилья, отказ администрации области прилагаю ниже в прикрепленном файле. И что делать теперь не знаем, да и плюс в сельсовете сказали, что , если бы у дедушки был многоквартирный муниципальный дом, то он что то может и получил, а раз он частник, то ему ничего не положено. Помогите нам, пожалуйста, если это возможно. спасибо (Алена)

Приложение:

Ответ губернатора Бетина О И

Уважаемый Иван Петрович!

Вы проживаете в частном домовладении со своей супругой. Дом, действительно, находится в неудовлетворительном состоянии, о чём свидетельствует заключение эксперта. На основании заключения эксперта Вы поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства и Ваша очередь значится в общих списках под № 13, в списке очередников, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, под №1.

Вместе с тем, заключение эксперта не является основанием для постановки граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания. Этот документ предъявляется при рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) помещения и признания дома аварийным в межведомственную комиссию наряду с другими. Акт обследования жилого помещения и заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания являются основаниями для включения жилых помещений в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

К сожалению, для участия в указанной программе, которая финансируется в основном за счёт федеральных средств, муниципальному образованию, на территории которого находится аварийный жилищный фонд, необходимо выполнение условий статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». На территории Вашего муниципального образования такая возможность отсутствует. Поэтому жилое помещение Вам может быть предоставлено только в порядке очерёдности.

Ответ

1. Губернатором вам по сути дан правильный ответ.

Во-первых, экспертное заключение о непригодности жилого помещения для проживания по какому-либо основанию само по себе не является основанием для возникновения правовых последствий, связанных с постановкой собственника указанного помещения на учет в качестве нуждающего в жилом помещении или предоставлением вам иного жилого помещения.

Жилищный кодекс РФ определяет порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания принимает орган местного самоуправления, который вправе делегировать данное полномочие межведомственной комиссии. Межведомственная комиссия исследуя конкретное жилое помещение, приходит к выводу является ли жилое помещение непригодным для проживания, нуждается ли в проведении капитального ремонта, либо имеет нормальный процент износа и в ремонте не нуждается. При этом имеющееся у вас экспертное заключение комиссия при принятии решения должна учитывать.

Стоит еще раз заметить, что ни эксперт, ни группа экспертов, ни даже суд не вправе подменять межведомственную комиссию при принятии соответствующего решения. Об этом мы писали в теме АВАРИЙНОЕ И ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ, снос домов, расселение, выселение из непригодного для проживания жилья. Предоставление иного жилья или выкуп. Вопросы-ответы (обзор судебной практики), отвечая на вопрос "Вправе ли суд признать дом аварийным (на основании заключения строительно-технической экспертизы) или это может сделать только межведомственная комиссия? Можно ли обжаловать бездействие межведомственной комиссии в суде?":

Вправе ли суд признать дом аварийным (на основании заключения строительно-технической экспертизы) или это может сделать только межведомственная комиссия? Можно ли обжаловать бездействие межведомственной комиссии в суде?

1. Признать дом аварийным, а жилые помещения в нем непригодными для проживания вправе только межведомственная комиссия;

2. Бездействие межведомственной комиссии может быть оспорено в суде.

На эти вопросы отвечал Верховный Суд в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за 2 квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года:

"Вопрос 2: Может ли суд на основании заключения строительно-технической экспертизы признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу по жалобе жильцов этого дома, если межведомственная комиссия и орган местного самоуправления уклоняются от принятия соответствующих решений?
Является ли принятие таких решений исключительной компетенцией межведомственных комиссий и органов местного самоуправления, бездействие которых граждане могут обжаловать в суд? %BANNER01%

Ответ: Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заключение строительно-технической экспертизы будет являться одним из доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Вам следует обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о признании жилого дома не пригодным для проживания, приложить к указанному заявлению имеющееся у вас заключение эксперта.

Для понимания процедуры пример из судебной практики:

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Действительно, в силу п. 8 указанного выше Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан.

Вместе с тем, указанная выше правовая норма, устанавливающая право органа местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан, не предусматривает возможность произвольного принятия решения: в силу п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (не пригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Суд не дал оценки тому обстоятельству, каким образом межведомственная комиссия проверяла соответствие жилого помещения, занимаемого С., критериям, указанным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании каких данных пришла к выводу о пригодности жилого помещения к проживанию. (Определение Московского областного суда от 2 ноября 2010 г. по делу N 33-19023)

2. Льгот в части предоставления жилья ветеранам согласно статьи 17 закона "О ветеранах" действительно не предусмотрено (кроме случая выселения из служебного жилого помещения)

Статья 17. Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период

Военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;

5) преимущество при установке квартирного телефона;

6) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

8) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если указанные лица приобрели за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, им выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

9) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

10) - 11) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

12) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
     ..........

3. Ваш дедушка в случае признания принадлежащего ему жилого помещения непригодным для проживания и при условии, что он является малоимущим имеет право на предоставление ему жилого помещения во внеочередном порядке.

Это означает, что жилое помещение должны предоставить незамедлительно.

Однако, на практике при отсутствии финансирования со стороны федеральных властей собственных средств муниципальному образованию не хватает для обеспечения граждан жилыми помещениями. Поэтому очередь формируется уже из внеочередников. Стоит обращаться в суд с иском к муниципальному образованию (администрации города, района) об обязании предоставить внеочереднику жилое помещение. Такие иски, как правило удовлетворяются, отсутствие средств в бюджете (на что всегда ссылаются ответчики) не является основанием для отказа в иске.

После вступления в силу решения суда, очередь из взыскателей (граждан - внеочередников) формируется уже у судебных приставов-исполнителей. Решения суда должны исполняться в первую очередь, поэтому те, кто имеет на руках исполнительные листы, выданные на основании решений судов должны получить жилье быстрее нежели те, кто продолжает ждать очереди не обращаясь в суд. Об этом мы писали здесь: "Есть решение суда об обязании администрации города предоставить во внеочередном порядке жилое помещение на условиях социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому в аварийном доме. Решение суда не исполняется, какие меры можно предпринять для скорейшего исполнения судебного акта?"

А также комментарии отсюда:

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

«...Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 данного Кодекса, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище».

Согласно части 2, статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Александр Отрохов, Правовой центр "Логос" 22.04.2011г.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна