Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • О намеренном ухудшении жилищных условий супругой военнослужащего до заключения брака
О намеренном ухудшении жилищных условий супругой военнослужащего до заключения брака

Здравствуйте, я военнослужащий, стою в очереди на жилье. В 2011 г. я заключил брак, у жены была доля в квартире, которую она до вступления со мной в брак продала своей матери. Будут ли являться действия моей жены, совершенные ею до вступления со мной в законный брак намеренным ухудшением жилищных условий, если до вступления со мной в брак она не имела права на получение жилья по договору соц. найма? Спасибо. Виталий, Свердловская область.

Ответ:

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Действия по отчуждению доли в праве собственности на жилое помещение, разумеется, влекут последствия предусмотенные вышеприведенной статьей 53 ЖК РФ. В течении пяти лет с момента отчуждения доли в праве на квартиру ваша супруга не может быть принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом, вступление ее в брак с вами "не излечивает" негативных последствий, предусмотренных статьей 53 ЖК РФ.

Между тем, ваши права на жилищное обеспечение как военнослужащего действиями супруги, совершенными до вступления с вами в брак не могут быть затронуты (изменены или прекращены), ведь частью 2 статьи 51 ЖК РФ предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи. То есть жилое помещение вам может быть предоставлено (при наличии иных условий для этого) исходя из одного члена семьи (т.е. без учета вашей супруги). По прошествии 5-летнего срока с момента продажи супругой доли в праве на квартиру, постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях подлежит и ваша супруга, соответственно, жилое помещение по прошествии данного срока будет предоставляться исходя из двух членов семьи.

Комментарии и ссылки на некоторые судебные акты (судебную практику) по данной теме мы приводили в озоре "Учет нуждающихся в жилых помещениях и снятие с учета. Судебная практика".

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащим

Что касается оснований для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий военнослужащим, то приведем соответствующие нормы права, закрепленные в подзаконных правовых актах.

В пункте 6 Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" указано следующее:

"военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий".

В п. 10 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (в редакции от 06.10.2011 года) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" указано следующее:

не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

В пункте п. 4 Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 (в редакции от 15.04.2011 года) "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (вместе с "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений") содержатся следующие положения:

"военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке - родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;

имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления".

Таким образом, следует констатировать, что если до вступления в брак с военнослужащим, лицо произвело отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения (доли в праве в нем), то жилищные права военнослужащего, а именно, право на предоставление жилого помещения не затрагиваются, ибо до заключения брака "будущая" супруга (супруг) членом семьи военнослужащего не является (даже в случае совместного проживания и ведения хозяйства), тогда как если отчуждение принадлежащего жилого помещения (доли в нем) произведено после заключения брака, то последствия, предусмотренные статьей 53 ЖК РФ могут наступить для обоих супругов.

См. также публикации по данной теме в рубрике "Права военнослужащих".

Александр Отрохов, Правовой центр "Логос", 28.04.2012г.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна