Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
  • Главная
  • О намеренном ухудшении военнослужащим жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях
О намеренном ухудшении военнослужащим жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях

Объясните, подскажите, пожалуйста, что мне положено по увольнению, что мне делать и как всё будит происходить. Я военнослужащий прослужил 17,5 лет в ВС РФ. Льготной выслуги 20 лет. Женился в июне 2010 года. Сын родился в декабре 2010 года. Жил в закрытом городке с 7 лет до 28 января 2011 года был прописан в квартире по соц. найму моих родителей общей площадью 56,38 кв. м., принадлежащей МО РФ в которой было прописано вместе со мной 4 человека (отец, мама, бабушка и я). После 28.01.2011г прописался я, жена и сын при в/ч в этом же гарнизоне. Жена до этого право на жилплощадь не имела. Сын до этого прописан нигде не был. С 27.09.2011 года включён в список нуждающихся в получении (улучшении) служебными помещениями. Сейчас собираются увольнять по состоянию здоровья «В» или «д». Был у замполита, он сказал что т. к. я выписался, тем самым ухудшил свои жилищные условия, то жилое помещение по договору социального найма не положено.

Ответ:

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В указанной статье отсутствуют нормы, называющие перечень действий, совершение которых может трактоваться как намерение приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", указано следующее:

"по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются".

Из предложенного КС РФ толкования статьи 53 ЖК РФ вытекает следующее:

1. не любые действия, результатом которых стало уменьшение жилой площади менее учетной нормы, влекут ограничение в постановке на учет, а только те, которые совершены умышленно и преследовали цель ухудшения жилищных условий;

2. из презумпции добросовестности и разумности участников вытекает, что доказывать неразумность, недобросовестность, несправедливость поведения должен тот, кто с таким поведением связывает правовые последствия. Другими словами, орган власти, отказавший гражданину в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, должен доказывать в суде (если гражданин обратился в суд с заявлением об оспаривании такого отказа) что гражданин совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

В Определении от 19 февраля 2009 года № 6н-424/08, Верховный Суд РФ также указывал на необходимость выяснения судом наличия умысла в действиях гражданина:

"Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При таких данных суду следовало выяснить следующие имеющие значение для дела обстоятельства: привели ли действия заявителя к искусственному ухудшению жилищных условий, были ли совершены они умышленно и требуется ли в связи с этими действиями заявителя участие Министерства обороны в обеспечении его другим жильем.

Выяснение этих обстоятельств позволило бы установить причины ухудшения Г. жилищных условий и его право на обеспечение другим жильем".

С 9 ноября 2010 года действует Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", "Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений"), утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".

Согласно п. 4 Инструкции, "военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с

изменением порядка пользования жилыми помещениями,

обменом жилых помещений,

невыполнением условий договора социального найма жилого помещения,

расторжением брака,

выделением доли жилых помещений собственниками,

отчуждением жилых помещений или их частей".

Согласно Инструкции, не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке - родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;

имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

Следует обратиться в уполномоченный орган Министерства обороны РФ с заявлением о принятии вас на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Уполномоченным органом, как следует из Приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, функции которого осуществляются через специализированные организации - ФГУ (Западное, Центральное, Восточное и Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. Жилищные комиссии, ранее осуществлявшие функции по предоставлению военнослужащим жилых помещений, ушли в прошлое. Непосредственное обращение военнослужащего по жилищным вопросам к представителю ФГУ в большинстве случаев невозможен ввиду удаленности учреждения от воинской части, и рассмотрение заявлений военнослужащего, в том числе о принятии на учет, сведется, как представляется, к формализму.

Между тем, если вы полагаете, что не совершали умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, а снятие с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма было вызвано (продиктовано) не желанием быть принятым на учет нуждающихся в жилом помещении и получить жилье от Министерства обороны, а иными, объективными причинами, то следует обращаться в суд с заявлением об оспаривании отказа уполномоченного органа в принятии вас на учет.

См. также рубрику "Права военнослужащих"

Александр Отрохов, Правовой центр "Логос" 19.11.2011г.

 

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна