Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
Обязателен ли досудебный порядок урегулирования спора при оспаривании кадастровой стоимости?

Предварительное обращение в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора

Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что "установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение".

Следует иметь ввиду, что если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора. То есть, если у административного истца отсутствует Решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, административный иск подлежит возврату:

Судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров (статья 129 КАС РФ).

Возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.

Обязательность досудебного порядка урегулирования спора зависит от того, кто является административным истцом

1) Административный истец – физическое лицо

Обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд (ч. 3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ; п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

2) Административный истец – юридическое лицо

Согласно ч. 1 статьи 22 закона № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Вместе с тем, следует учитывать следующее.

Вопросы кадастровой оценки регулируют два закона:

  • Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"

По закону № 135-ФЗ об оценочной деятельности досудебный порядок при оспаривании кадастровой стоимости обязателен для юридических лиц (статья 24.18), а по закону о кадастровой деятельности досудебный порядок не обязателен (статья 22).

От того, в соответствии с каким из указанных законов проводилась кадастровая оценка, зависит, какие правила будут применены. В отношении кадастровой оценки, начатой до января 2017 года, по умолчанию действует закон № 135-ФЗ об оценочной деятельности. Это означает, что перед обращением в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости необходимо будет соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Например, возвращая административный иск, суд указал следующее:

"..Административный истец оспаривает кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года.

Проведение государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года, результаты которой оспариваются административным истцом, начато до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", следовательно, оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а не Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ, как ошибочно полагает административный истец.

Ввиду того, что административным истцом не устранены недостатки, указанные в определении суда об оставлении административного иска без движения, не представлено Решение Комиссии в подтверждение досудебного порядка разрешения спора, административный иск подлежит возврату" (извлечение из определения Московского городского суда от 29.01.2019 N МА-6448/2018).

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна