Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
Что делать, если вы случайно разбили товар в магазине?

По общему правилу, отсутствие вины исключает наступление ответственности за причинение вреда.

В каком случае вина посетителя магазина будет отсутствовать?

Например, посетитель магазина, осторожно пробираясь через очень узкий проход между стеллажами, задевает товар, который падает и разбивается. В другом случае, товар падает из-за того, что случайно задет сам стеллаж, который не был прикреплен к полу. Ну и, разумеется, пример, когда товар разбит в результате того, что посетитель поскользнулся в магазине на скользком полу, или его неумышленно толкнул другой посетитель.

Четких критериев грубой неосторожности потребителя в действиях, приведших к падению товара в магазине не существует, однако, посетитель магазина (потребитель) должен четко понимать, что он не может считаться виновным в причинении ущерба магазину, если докажет, что проявил достаточную степень осмотрительности и осторожности, которые от него требовались с учетом характера обстановки магазина.

В приведенных примерах вина в причинении ущерба магазину не должна возлагаться на потребителя, ведь продавец, проектируя таким образом расположение витрин, стеллажей, полок и размещая определенным образом товар фактически сам способствовал тому, что товар может упасть даже при проявлении посетителями достаточной степени осмотрительности.

Когда за разбитый товар отвечает посетитель магазина?

Не проявивший достаточной степени осмотрительности и осторожности посетитель магазина, разбивший товар должен возместить причиненный вред.

Например, дама, размахивающая в магазине сумочкой, гражданин в алкогольном опъянении с нетвердой походкой, бегающие по залу магазина молодые люди... Если результатом подобного поведения будет разбитый товар, кто виноват в этом будет очевидно. Также можно добавить к этому случаи, когда посетитель магазина случайно выронил товар из рук, в результате товар разбит (сломан). В данном происшествии также вина ляжет на посетителя.

Что делать посетителю, разбившему товар?

Скорее всего, служба охраны попытается вас не выпустить из магазина и предложит заплатить за разбитый товар.

Вы можете заплатить, но если не согласны с тем, что за ущерб должны отвечать вы, или у вас не имеется при себе достаточной для возмещения ущерба суммы, следует знать следующее.

1). взыскать ущерб магазин может с вас только в судебном порядке. Давление со стороны службы охраны магазина с целью понудить вас "рассчитаться на месте" может быть квалифицированно впоследствии как вымогательство, превышение полномочий и оскорбление в зависимости от конкретных действий отдельных охранников;

2). в свою очередь, посетителю магазина не стоит отказываться от предложения сотрудников магазина представить личный документ (паспорт) и дать письменные объяснения. Ведь в любом случае, такие объяснения придется давать сотрудникам полиции, прибывшим по звонку службы охраны. Если вы не согласны с тем, что вина в причиненном ущербе возложена на вас, укажите это в объяснениях. В обратном случае, сотрудники магазина составят документы в одностороннем порядке, где будет указано, что во всем виноваты исключительно вы;

3). служба охраны магазина не имеет право проводить личный досмотр, а тем более забирать личные документы, вещи или денежные средства. Однако вас могут задержать до прибытия сотрудников полиции, которые, по сути, могут только отобрать объяснения и впоследствии зафиксировать происшедшее в рапорте.

Александр Отрохов, Правовой центр "Логос", 24.03.2013г.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна