Бесплатная
Консультация:
Москва и МО
С-Петербург и ЛО
По России
Можно ли вернуть автомобиль ненадлежащего качества продавцу?

Вопрос: приобретен автомобиль по договору купли-продажи. В течение гарантийного срока периодически выходят из строя те или иные детали (лампа освещения, печка, звуковой сигнал, и т.д.). Продавец данные недостатки устраняет в течение нескольких дней. Однако меня не устраивает, что я постоянно занимаюсь ремонтом автомобиля, трачу личное время на ремонт нового автомобиля. Могу ли я требовать расторжения договора купли-продажи автомобиля и возврата денег за него или имею право только на ремонт (в период гарантийного срока)? Ведь каждый раз ломается что-то новое, потом недостаток устраняется и продавец считает, что в такой ситуации отсутствуют существенные недостатки товара (автомобиля).

Ответ:

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что понимается под существенным недостатком товара.

В частности, существенным недостатком будет являться недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

Также существенным недостатком товара будет являться недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени.

И, наконец, недостаток товара является существенным, когда такой недостаток выявляется неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется.

Таким образом, если в приобретенном автомобиле выявляются недостатки разных деталей, узлов, агрегатов, и каждый из данных недостатков может оказывать влияние на безопасное использование автомобиля, то недостаток является существенным с вытекающими последствиями в виде прав потребителя требовать либо заменить автомобиль, либо вернуть за него деньги (расторгнуть договор).

Данная правовая позиция также отражена и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года", где приведено извлечение из определения Верховного Суда РФ N 14-В11-24, в котором содержится следующий вывод:

Под существенным недостатком технически сложного товара, выявляемым неоднократно, понимаются различные недостатки всего товара, выявленные два и более раза. При этом каждый из указанных недостатков товара в отдельности должен делать товар не соответствующим требованиям, установленным преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей".

К. обратился в суд с иском к продавцу с требованием расторгнуть договор купли-продажи транспортного средства, взыскать в его пользу стоимость автомобиля.

Из материалов дела следовало, что истец (К.) приобрел автомобиль, однако, в ходе эксплуатации К. данного автомобиля в течение 1,5 лет был выявлен ряд недостатков, устраненных впоследствии продавцом по гарантии, в частности произведена замена правой передней амортизационной стойки, дважды замена ламп освещения номерного знака, замена радиатора системы охлаждения двигателя, замена замка ремня безопасности водителя, замена правого звукового сигнала.

Проведенной по делу автотехнической экспертизой установлено, что в автомобиле истца имеются стуки в рулевом вале рулевого управления, которые проявляются при проезде неровностей, а также при покачивании за рулевое колесо. Причиной возникновения этого недостатка является производственный дефект. Недостаток может оказывать влияние на безопасное использование автомобиля, так как в процессе эксплуатации может привести к заклиниванию карданного вала соединения рулевого вала.

Судом указано, что устранение недостатков товара в рамках установленного законом срока (30 дней), не препятствует возможности потребителя отказаться от исполнения договора купли-продажи и воспользоваться правом на обращение с требованием о возврате уплаченной за товар суммы либо с требованием о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в случае обнаружения в товаре существенного недостатка.

Рекомендуем по теме:

Образец претензии потребителя на отказ от договора и возврат уплаченной стоимости за некачественный автомобиль

Претензия потребителя об уменьшении покупной цены автомобиля с недостатками

Исковое заявление о взыскании потребителем уплаченной суммы за товар ненадлежащего качества, причиненных ему убытков, неустойки и компенсации морального вреда

В "Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг" содержится ряд правовых позиций относительно споров, возникающих в связи с приобретением потребителем транспортного средства (автомобиля) с недостатками и расторжением договора купли-продажи:

  • Выявление любых недостатков в автомобиле в течении 15-дней – основание для расторжения договора купли-продажи (п. 5 Обзора);
  • Расторжение договора купли-продажи автомобиля возможно при невозможности пользоваться автомобилем более 30 дней в течении года из-за неоднократных ремонтов, устраняющих разные недостатки (п. 6 Обзора);
  • Расторжение договора купли-продажи автомобиля в случае, если существенный недостаток выявлен по истечении двух лет со дня передачи и истечении гарантийного срока (п. 7 Обзора);
  • Отказ от договора купли-продажи автомобиля с недостатками, обнаруженными в течении гарантийного срока. Доказывать наличие оснований освобождения от ответственности обязан продавец автомобиля (изготовитель, импортер) (п. 8 Обзора);
  • Неустойка и штраф при возврате некачественного автомобиля исчисляется с учетом стоимости дополнительного оборудования, установленного по заказу потребителя (п. 10 Обзора).
Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна